З
а
п
о
л
н
и
т
ь

а
н
к
е
т
у

Мы активно работаем над качеством предоставляемых услуг, и просим вас ответить на несколько вопросов. Участие в анкетировании анонимно и займет у вас не более 5ти минут."

Коллекции

Ткани

Обзор фонда

Фонд «Ткани. Кожа» насчитывает около 11,5 тысяч единиц и содержит: образцы тканей, одежду, головные уборы, полотенца, постельное бельё, пояса, изделия из бисера, военное обмундирование, знамёна и многое другое.

Коллекция складывалась постепенно, на протяжении многих десятилетий и представляет предметы, которые перешли в музейное собрание ещё из КГУАК, Костромского губернского земского музея, КНО а также включает частные коллекции их членов: Н.Н. Виноградова, А. А. Ширского, Зорина и четы Полянских.

В советское время большие поступления в собрание дали экспедиции в различные районы Костромской обл. Фонд так же пополняется предметами, приобретёнными от частных лиц через закупочную комиссию музея.

Различные группы материалов, отражают хозяйственное, социальное, духовное развитие нашего края с XVII в. вплоть до современных нам событий и представляют исключительную научную и художественную ценность. Рассмотрим некоторые из этих групп более подробно.

Основную массу населения Костромской губ. составляло крестьянство. Поэтому в фонде «Ткани» хранится большое количество предметов, отражающих крестьянский быт губернии. Хорошо сохранилась крестьянская праздничная одежда. Она хранилась в сундуках, доставалась оттуда от случая к случаю, по большим праздникам, передавалась по наследству детям и внукам.

Широко представлена подгруппа женской крестьянской одежды. Крестьянки русского Севера, в том числе и Костромской губ., носили в основном костюм, состоящий из рубахи, сарафана, пояса, передника. Головные уборы были достаточно разнообразны: кокошники, повойники, платки, шали, девичьи ленты и связки.

Женский головной убор. Шитье золотное. ХIХ в.

Кокошник. Женский головной убор. XVIII в.

Интересны также их формы и украшения. Девичий убор всегда отличался от женского, что определялось древним обычаем, по которому замужняя женщина не должна была показываться простоволосой, то есть без головного убора. Девушки заплетали волосы в одну косу, покрывая голову повязкой или лентой, оставляющей верх головы открытым.

Очень распространённым праздничным головным убором был кокошник. Костромские кокошники имеют особенную островерхую форму. Они украшались жемчугом, цветными камнями и разноцветной фольгой. Тыльная сторона кокошника часто шилась из бархата и богато украшалась золотной вышивкой. В городе такие кокошники носили богатые мещанки и купчихи. Особенно славился своей красотой женский костюм жительниц г. Галича Костромской губ., включавший в себя головной убор с жемчужной поднизью, белую рубашку с широкими кисейными рукавами, вышитыми тамбурным швом и шёлковые сарафан и шугай, украшенные золотной и серебряной бахромой, позументом и золотной вышивкой.

Основу комплекса северорусской костромской женской одежды составляет сарафан. Нарядные сарафаны, косоклинные по покрою, шились из шёлковых тканей русских фабрик. Самые распространённые цвета - синий и красный. Узоры на тканях дополнялись пуговицами, позументом, шёлковыми лентами, которые нашивались вверху, по центру сверху вниз, и по подолу. Такие сарафаны надевали по праздникам зажиточные крестьянки, горожанки и купчихи. Обычные крестьянки шили праздничные сарафаны из гладкокрашенных домотканных материй.

Повседневные «круглые» сарафаны шились из набойки и пестряди. В Костромской губ. наибольшее распространение получили пестрядинные сарафаны. Пестрядью называют пёструю клетчатую материю домашнего ткачества, хлопчатобумажную или льняную. Использовались нити белые и окрашенные в красный, черный, синий, желтый и коричневый цвета. Клетки делались и мелкие и довольно крупные. Из пестряди часто шились рубахи, особенно верхняя часть – рукава. А подстава, так называемая нижняя часть, невидимая под сарафаном, делалась из неокрашенного холста.

Образцы пестряди. Костромская губ. Из коллекции КНО.

Составитель В. И. Смирнов. Кон. ХIХ-нач. ХХ вв.

В фондах Костромского музея хранится большое количество «рукавов» из пестряди, кумача, холста. Вышитые, красиво присборенные, яркие «рукава» свидетельствуют о постоянном стремлении человека к красоте, ассоциируясь с благополучием, здоровьем, счастьем. К сожалению мало радостного, красивого было в жизни крестьян, поэтому в том немногом, что они имели и создавали сами, прежде всего в одежде, так полно отразилась жажда прекрасного. Примером этого может служить коллекция поясов: пестрых, с пышными кистями из цветной шерсти, украшенных бусинками, широких и узких с ткаными надписями. Ими подпоясывались и женские сарафаны, и мужские рубахи. Необходимость ткать пояски была связана с подготовкой к свадьбе, так как они были обязательными подарками невесты родителям и родне жениха. К этому важному событию нужно было заготовить много поясов разных размеров и рисунков. Очень часто они украшались надписями: «Девушка ранёшенько вставала, тесёмочку вышивала, громко песенку запевала», «Кому моя тесёмочка - тому, кто мил сердцу моему, кого люблю» или «Мария садилася младенька тесёмочку поткати маленько. Тесёмочка ткися, милому дружку во кармашек схоронися».

Надо отметить, что мужской этнографический костюм в коллекции представлен недостаточно. В связи с тяжелой физической работой мужская одежда изнашивалась быстрее, чем женская, меньше сохранялась.

Одна из самых полных и интересных коллекций – полотенца и концы к ним. Имеются праздничные полотенца, украшенные вышивкой и кружевом, шёлковыми лентами и вышитыми надписями: «Кого люблю – того дарю», «Люблю сердечно – дарю навечно», «Вашу честность уважаем, нашу склонность предлагаем и его с почтением вам вручаем». Праздничные, в особенности свадебные, полотенца шили из лучшего холста. Их длина от 2 до 4 метров. Имеется свадебное полотенце «свекровница», привезённое из Солигаличского района, его длина 5метров 40 сантиметров. Такие полотенца невеста дарила своей будущей свекрови в день свадьбы и показывала своё мастерство и трудолюбие в этой работе. Так же есть два погребальных полотенца, на одном надпись: «Под крестом твоя могила». Большое количество утиральников – будничных полотенец.

Полотенце. Ткачество, плетение на коклюшках

Концы к полотенцу. Плетение на коклюшках, вышивка перевить

Концы к полотенцу. Вышивка перевить

Полотенце. Закладное ткачество

Следует отметить и другие предметы народного быта в коллекции Костромского музея–заповедника. Это домотканые скатерти (столешники) из пестряди, браного и многоремизного ткачества, половики, большое количество накидушек, накомодников, покрывал и скатертей из вязаного кружева XIX-2-й пол. XX вв.

Необходимо также выделить коллекцию набойки, которая количеством и разнообразием достаточно полно отражает своеобразие данной техники. Дороговизна парчовых и шёлковых тканей делала доступными эти ткани лишь представителям богатых семей. Это породило копирование и переделку данных узоров в набивном холсте и полотне. Оригинальность мотивов и их декоративные качества, с одной стороны, а с другой – несложные приёмы производства, служили широкому распространению техники этого вида росписи тканей. В крестьянской набойке подражания заморским узорам было меньше. Часто её орнамент напоминает узор кружева, вышивки и керамики.

Интерес представляет также небольшая группа предметов одежды ветлужских марийцев (русское название - черемисы). Декоративное искусство этого народа в основном было связано с изготовлением домашней утвари, женской и мужской одежды, а также с убранством жилища. Наибольшее распространение имела вышивка. Она применялась, главным образом, для украшения костюма: женских и мужских рубах, верхней одежды, головных уборов, свадебных платков и покрывал. Покрой одежды был почти одинаков. Женская рубаха кроилась прямой, без клиньев и в отличие от рубах славянских народов не имела сборок у ворота. Женский головной убор, преимущественно в виде «сороки», напоминающий женский головной убор среднерусской полосы. Вышивка богато орнаментировала все детали женского костюма, образуя в комбинации с различными полосами цветного материала и несложными узорами браного ткачества стройный ансамбль разнообразного по фактуре орнамента. В вышивке встречаются как геометрические формы, так и изобразительные мотивы, решённые обычно в сильно геометризованном виде.

Фрагменты  черемисской женской рубахи «Тугор». Кон. ХIХ в.

У ветлужских марийцев были распространены плотные ковровые узоры, которые редко можно встретить в русской народной вышивке. Они отличаются особой красотой детально разработанных, тонких орнаментальных форм и изысканностью цветового решения. Вышивка почти всегда выполняется «косой стёжкой» в сочетании с «набором» и «росписью». Черемисами умело найдены место орнамента на одежде и общий силуэт пространства, занятого вышивкой. Массивная ковровая вышивка дополняется обычно мелкими узорами в виде облегченных, как бы прозрачных, зубцов и веточек, создающих постепенный переход к белому фону холста. Колорит черемисской вышивки отличается своим особым характером. Ведущий красный цвет ниток имеет массу различных оттенков: терракотовый, кирпичный, вишнёвый, красно-коричневый. Не менее богато представлена и гамма дополнительных цветов - зелёного и жёлто–оранжевого, оттенки которых подбираются в зависимости от цвета основного красноватого тона вышивки. Чёрный цвет применяется главным образом в качестве контура. Особо тонкой работой и изысканностью подбора гармонических тонов вышивки, выполненные шёлковыми нитками. При выполнении шва «косая стёжка» нитки кладутся в разных направлениях, что благодаря блеску шёлка создаёт дополнительную игру цветовых оттенков.

В фонде «Ткани» хранится большая коллекция галичского кружева. В XVIII-XIX вв. в России было 12 крупных центров кружевоплетения. Среди них г. Галич Костромской губ. Расцвет кружевоплетения в Галиче приходится на конец XVIII-нач. XIX вв. Это кружево плелось из дорогих материалов (золотных, серебряных, шёлковых нитей) и пользовалось большим спросом у дворян и богатого купечества. В коллекции этих музейных предметов мало. Но имеется значительное количество образцов галичского кружева начала XX в., когда прекрасный галичский промысел пытается возродить костромское земство после периода упадка. Практически все эти изделия экспонировались на губернской земской выставке 1913 г. Сюда относятся салфетки, сухарницы, подстаканники, уголки к наволочкам и др. изделия. Выполнены они изо льна домашнего прядения или покупных хлопчатобумажных ниток.

Кружево золотосеребряное. Г. Галич, Костромская губ.

Кон. XVIII- нач. ХIХ вв. Плетение на коклюшках

Уголок к наволочке. Галичский у., Костромская губ. 1912–1913 гг.

Плетение на коклюшках. Юбилейная губернская земская выставка. 1913 г.

Кружевоплетению обучались в специальных школах кружевниц. Такие школы были открыты в Шокше и Челсме в 1912 г. Они открывались только зимой на 2-3 месяца, когда уменьшался объём крестьянских работ. Принимались туда девочки в возрасте 11-15 лет, и даже мальчики. Имена некоторых из них остались на этикетках к изделиям: Е. Ильичева, Павел Никитичев, Колосова, Норкина и др. Работы юных мастеров, которых обучали опытные кружевницы, отличались большим вкусом, изяществом, затейливыми узорами. Но, к сожалению, того мастерства, которым обладали кружевницы в конце XVIII-нач. XIX вв. достичь не удалось.

Поражает своей красотой и разнообразием коллекция изделий из бисера. Яркий, многоцветный материал получил наиболее широкую известность в России. Увлечение бисерными и стеклярусными работами продолжалось с XVIII в. до начала XX столетия. Особую популярность «бисерное искусство» получило в первой половине XIX в. В образцах бисерно-стеклярусных работ нашли свое отражение все художественные направления, существовавшие в России. Их изучение приоткрывает малоисследованную область, связанную с творчеством русского народа, с духовной культурой различных слоёв русского общества. Красивый и прочный материал пользовался успехом при оформлении интерьеров, украшал быт помещичьих усадеб, употреблялся в народных костюмах и предметах культового назначения. Доступные многим холст, канва, нитки, бусы, хорошо знакомые мастерицам по другим видам декоративно-прикладного творчества приёмы — вышивка, вязка, низание, вызвали увлечение этим искусством в самых различных слоях русского общества.

Игольник. Вторая четверть XIX в.

Кошелек. Первая половина XIX в.

Монетница. XIX в.

Табачница. Первая половина XIX в.

Табачница. Первая половина XIX в.

Чернильница. Вторая четверть XIX в.

Чубуки. Первая половина XIX в.

Городская одежда XIX в. представляет собой хотя и немногочисленную, но довольно полную группу: женский костюм, боа, перчатки, веера, зонтики, шляпки, мужские фраки, костюмы, манишки.

Костюм женский, состоящий из двух частей (лиф, юбка).

Атлас, ткань хлопчатобумажная, ткачество.

Реконструкция по аналогии костюмов кон. XIX–нач. XX вв.

Реставратор Н.В. Прусакова.

Большой раздел в фонде «Ткани» занимает так называемый советский период. Социальную, хозяйственную и духовную жизнь людей советского общества мы можем рассмотреть по десятилетиям.

1920—1930-е гг. Этот период слабо отражён. Особую ценность представляют вещи периода гражданской войны: будёновки, шинели, кожанка, английский трофейный френч. Имеются личные вещи прославленной спортсменки и парашютистки Надежды (Наты) Бабушкиной, родившейся в Костромской губ. в 1915г. В июне 1936 г. в г. Йошкар-Ола произошла трагедия — во время прыжка с парашютом Бабушкина попала в штопор и погибла. В Йошкар-Оле установлен бюст. Её именем названа малая планета № 1086 (Май) и улица в Костроме.

1940—1950-е гг. представлены более полно. Военное обмундирование. Гражданская одежда: платья, мужские рубашки и костюмы, верхняя одежда, головные уборы, обувь. А также вышитые салфетки, дорожки, изделия из вязаного кружева. Имеются образцы тканей текстильных предприятий города и области.

1960—1970-е гг. представлены характерной для этого периода мужской, женской и детской одеждой. Большая коллекция образцов продукции костромских текстильных предприятий (особенно льнокомбината имени В. И. Ленина): льняные и льнолавсановые ткани, скатерти, покрывала и др.

1980-е гг. представлены также характерными образцами одежды, обуви и тканей. Коллекция вещей, принадлежавших знаменитому председателю колхоза «12-й Октябрь» П. А. Малининой.

В фонде хранится большая знамённая группа:

-знаки Костромского ополчения Отечественной войны 1812 года;

Знак Костромского ополчения. 1812 г.

Холст, роспись, краска масляная.

-знамёна Костромского ополчения Крымской войны 1855 года;

Знамя Костромского ополчения.1855 г.

Ткань шелковая, дерево, металл, роспись.

Реставратор Н.В. Прусакова.

-черносотенное знамя;

-знамя Первой мировой войны;

-знамёна гражданской войны;

-знамёна периода становления демократического общества (90-е гг. XX в.), которые отображают возникновение многопартийной системы.

Интересная подгруппа советской символики: вымпелы, ленты, знаки. По ним мы можем узнать о трудовых и спортивных достижениях людей.

Вымпел «Победителю во Всесоюзном социалистическом соревновании».

Вручен комсомольской молодежной бригаде токарей завода автолиний г. Костромы. 1976 г. Бархат, шелк, металл.