Спецфонд
Обзор фонда
Коллекция включает в себя две самостоятельные группы: культовое серебро и светские изделия и насчитывает 2 417 предметов. Коллекция формировалась за счет предметов, поступивших в 1918-1920 гг. от музеев принадлежавших различным общественным организациям, губернскому земству, древлехранилища Костромского церковно-исторического общества: (КМЗ КОК 1526 Евангелие с 10 накладками из собора Богородицкой церкви, что в Верхней Пустыне Чухломского округа, было послано в КЦИО по указу КД Консистории от 05.02.1913 г. № 1989); экспедиций совместная экспедиция сотрудников Загорского и Костромского музеев Емельяновой Г.Г. и Николаевой Т.В. в Нерехтский и Красносельский районы в июне 1963 г., в основном из Троицкой церкви с. Красное-Сумароково Нерехтского района - 20 предметов), (КМЗ КОК 17573 - совместная экспедиция Костромского музея, Государственной художественно-реставрационной мастерской им. академика И.Э. Грабаря и Костромской специальной научно-реставрационной мастерской под руководством Масленицина С.И. в июне 1964 г. в Чухломский, Солигаличский и Галичский районы); передачи произведений искусства из УВД (КМЗ КОК 26859 - икона «Николай Чудотворец»); путем дарения (ювелирные предметы Красносельской и Сидоровской ювелирных фабрик от Сухарева Дмитрия Ивановича - около 200 предметов); из выморочного имущества - клад Углечаниновых – около 60 предметов; из других музеев - из Государственного исторического музея, г. Москвы в 1970 г. передано около 80 предметов работы красносельских ювелиров -нательные кресты, солонки, ложечки ( фото № 2- 3-4) и через закупки у частных лиц.
Дарохранительница . 1872 год.Серебро, литье, золочение, гравировка
Передал ГИМ в 1970 году.
Кольцо для салфеток. 1920-е годы Красное на Волге
Серебро, литье, золочение, гравировка
Передал ГИМ в 1970 году.
Солонка « Стульчик». 1920-е годы. Красное на Волге
Серебро, литье, золочение, гравировка
Передал ГИМ в 1970 годуВ настоящее время коллекция охватывает исторический период с XVI в. и до наших дней. Наибольшее внимание исследователей всегда привлекала коллекция культовых предметов. Это объясняется тем, что основой ее являются уникальные памятники, поступившие в 20-е гг. XX столетия из храмов Костромского Ипатьевского монастыря - вклады бояр Годуновых XVI - первой половины XVII вв. (КМЗ КОК 7668/1-3 Икона в окладе «Преподобный Сергий Радонежский» с житием 1586г. Вклад Дмитрия Ивановича Годунова), дары представителей царского Дома Романовых XVII-XIX вв. ; предметы из ризницы Ипатьевского монастыря . Значительная часть этих памятников истории была опубликована в работах В. Г. Брюсовой, С.И. Масленицина и др.
Икона « Богоматерь Корсунская» в серебряном окладе
Конец XVI - начало XVII вв. г. Москва
Серебро, дерево, темпера, чеканка.
Вклад царя Алексея Михайловича Романова в Ипатьевский монастырь
К культовому серебру относятся не только иконы в окладах, но и потиры, дискосы, звездицы, водосвятные чаши, евангелия работ московских и петербургских серебряников, а также кресты, в основном нательные, красносельских ювелиров.
Светские изделия подразделяются на столовое серебро (ножи, вилки, рюмки, коробки для чая, солонки и т.д.) и ювелирные изделия (серьги, броши, кулоны, цепи, кольца, браслеты, заколки для волос и т.д.).
В коллекции музея-заповедника основу ювелирных изделий составили экспонаты Кустарного музея, юбилейной выставки к 300-летию Дома Романовых, экспедиционные находки и приобретения выставочных изделий местных художников-ювелиров.
С середины XIX в. в селах Красном-на-Волге, Подольском, Сидоровском и близлежащих деревнях сформировался крупный промысловый район, в котором сложилась специализация деревень на производстве отдельных видов изделий и даже варили из стекла бирюзу и другие камни для сережек и брошек.
Формы их практически не менялись десятилетиями, и мастерство изготовления было отшлифовано до совершенства.
Изделия красносельских кустарей были популярны по всей России. В собрании музея-заповедника находятся работы красносельских серебряников-кустарей. Это нательные кресты, серьги, браслеты, кулоны. По клеменникам мы знаем фамилии мастеров. Существовали даже династии ювелиров, например, Чулковы, Сорокины. Работы красносельских ювелиров славились и за рубежом, например, по специальному заказу Козин Иван Александрович выполнил образок с изображением Богоматери «Pamipta» для Ченстоховского монастыря. Во многих музеях России хранятся работы красносельских серебряников.
В 1897 г. в с. Красное открыли Класс технического рисования, который в 1904 г. был преобразован в Художественно-ремесленную мастерскую золотосеребряного дела. Для преподавания пригласили из Москвы выпускников Строгановского училища и стали обучать детей ювелиров по столичным программам. На базе ХРМ из ее выпускников в 1912 г. была организована Художественно-ремесленная артель.
В состав Костромского областного Ювелирпромсоюза, возникшего в 1930-х годах на базе старинного промысла крестьян с. Красного и окружающего района, входили несколько артелей и промколхозов, такие как: артель «Новый путь» (КМЗ КОК 18512 брошь 1956г.); артель «По заветам Ильича» (КМЗ КОК 18556 брошь, КМЗ КОК 18547 медальон 1960 г.); Костромская областная артель «Красный кустарь»; артель «Металлист»; Облпромкооперация (КМЗ КОК 18645 серьги), промкомбинат «Искра Октября», колхоз «Степуринский», колхоз «Доброволец» и др.
Брошь « Цветок» 1956 год. Артель « Новый путь»
Серебро, цветное стекло, монтировка
Поступление от Сухарева Д.И.
Брошь « Муха». 1956 год. Артель « По заветам Ильича»
Серебро, цветное стекло, монтировка
Поступление от Сухарева Д.И.
Серьга. 1962 год. Артель « По заветам Ильича»
Серебро, цветное стекло, монтировка
Поступление от Сухарева Д.И.
Артели и промколхозы выпускали ювелирные украшения из серебра с искусственными «ювелирными камнями» (граненое и штампованное цветное стекло) кольца, броши, серьги, кулоны. Особой популярностью среди красносельских изделий пользовались гладкие, без камней серьги « калач», «луницы». Новым видом продукции стали значки, эмблемы. Ряд артелей выпускал посудные изделия из серебра: стопки, рюмки, ситечки для чая. В артелях союза выпускали также кубки из тонкой серебряной или медной проволоки, посеребренного металла в филигранной рубашке, поясные филигранные пряжки, перстни и другие изделия с филигранью.
В 1960-1970-е гг. промартели сменили крупные производства: красносельская и костромская ювелирные фабрики. Из разнообразия техник художественной обработки металлов они избрали штамповку. Ручной труд остался лишь на участке монтировки и производства скани. Драгоценные металлы в обоих производствах применялись лишь для отделки.
В 1970-е гг. из среды художественных мастерских при фабриках выделилась группа талантливых художников выпускников Красносельского училища художественной обработки металла. Они стали авторами уникальных изделий, регулярно участвовали в областных и республиканских выставках, вступили в Союз художников, например Иван Шедов - обладатель наибольшего количества премий отечественных ювелирных конкурсов. Его композиции всегда значительные, оригинальные, интересен подбор камней (например: КМЗ КОК 24568 гарнитур «Солнечный» с янтарем, КМЗ КОК 24565 колье «Полдень», КМЗ КОК 26260 гарнитур «Кружево»).
Гарнитур « Солнечный» 1980-е годы.
Автор: Шедов Иван Степанович- главный художник
Костромской ювелирной фабрики.
Серебро, янтарь, монтировка
В конце 1950-х гг. ювелиры в большей степени, чем прежде, подражали «натуральным» формам. Фигурки животных, птиц, насекомых, выполненные из золота и камня издавна создавались отечественными ювелирами. Стали модными броши в виде птиц, жуков, стрекоз, бабочек, мотыльков. Лучшие из этих изделий отличаются выразительностью и привлекают жизненной достоверностью, стали работать с эмалями (например Шедов И. подвеска «Стрекоза» КМЗ КОК 31791, брошь « Заводь», брошь « Сирень», Брошь « Родник»).
Брошь « Родник» 1979 год.
Автор: Шедов Иван Степанович- главный художник
Костромской ювелирной фабрики.
Серебро, янтарь, монтировка
Брошь « Сирень» 1985 год.
Автор: Шедов Иван Степанович-главный художник
Костромской ювелирной фабрики.
Серебро, эмаль, пластика, литье
Подвеска « Стрекоза» 1985 год.
Автор: Шедов Иван Степанович- главный художник
Костромской ювелирной фабрики.
Серебро, лазурит, скань, металл, литье
В собрании музея-заповедника хранится не только столовое серебро красносельских ювелиров, но также мастеров Москвы, Петербурга, Великого Устюга и др. Столовое серебро из Великого Устюга славится художественными качествами серебряного чернения. В собрании музея находятся ножи и ложки, украшенные былинными и сказочными мотивами, видами Великого Устюга, отдельными фигурами животных - зайца, петуха, цапли, извивающихся змей. Внутренняя сторона ложек позолочена. КМЗ КОК 18462 ложка десертная, клеймо М.К. - Кошков Михаил Иванов серебряного и черневого дела мастер; Н.Ч. Черкасов Николай - пробирный мастер в г. Великий Устюг. 1868, проба 84).
Ложка десертная.1868 год. Великий Устюг
Автор: Кошков Михаил Иванов- серебряного и черневого дела мастер.
Серебро, чернениеТакже в коллекции Костромского музея-заповедника находится столовое серебро - ножи и вилки с клеймом Варыпаева Ф.М.- знаменитого предпринимателя и общественного деятеля ХIХ столетия. (КМЗ КОК18459) (Федор Михайлович Варыпаев родился в 1818 г/ в старинной павловской семье. Его предки занимались оружейным делом, торговлей стальным товаром, владели мастерскими и были достаточно обеспечены. Постепенно к замочному делу Федор Варыпаев стал осваивать производство других изделий: ножниц, столовых и кухонных ножей, стал владельцем небольшой ножевой фабрики. В 1839 г. он впервые выставил свои работы на Всероссийской выставке мануфактурных и кустарных изделий, проходившей в Санкт-Петербурге, и получил лестные отзывы. Одной из самых важных выставок стала первая Всемирная выставка, проходившая в Лондоне в 1862 г. На ней Федор Варыпаев получил почетный диплом с отзывами, после чего был приглашен вступить в члены Британской национальной академии промышленности, сельского хозяйства и торговли. А по возвращении на родину за свои зарубежные успехи был удостоен серебряной медали «За усердие» на ленте ордена Св. Анны. Первую же государственную награду Федор Михайлович впервые получил еще в 1858 г. Это была серебряная медаль «За полезное» на ленте ордена Св. Станислава. Кстати, в этот же год он лично преподнес Александру II и его супруге свои работы и получил от царя право являться официальным поставщиком двора Его Императорского Величества.
Столовый прибор из трех предметов. 1880 год.
Автор: Варыпаев Федор Михайлович- поставщик двора Его
императорского величества .
Серебро, сталь, позолота, чернение.
Наиболее интересной группой предметов, входящих в состав коллекции является клад известного костромского купеческого и дворянского рода Углечаниновых. Клад был обнаружен в 1978 г. в напольных часах, поступивших в Костромской музей в том же году в составе выморочного имущества потомков Углечаниновых. В составе клада 45 предметов:
Ювелирные украшения:
Брошь « Жук» 1899-1908 годы. Россия.
Бриллиант, золото, гранат, хризолит, алмаз, рубин, сапфир, пайка, огранка
Из клада семьи Углечаниновых.1. Брошь «Жук» (кон. XIX - нач. XX вв.). Россия. Золото, серебро, драг, камни. (Туловище «жука» из камня граната, шейка из трех камней хризолита, глаза из камней рубина, впереди - камень сапфира австралийского). Вероятно, образцом для броши послужил бриллиантовый жук фирмы «Болин» (Скурлов В., Смородинова Г., 1992) (Петербург 1880-1890 гг.). Их формы идентичны. Различие в подборе камней.
2.Брошь круглая бриллиантовая (кон. XIX в.). Россия. Золото, бриллианты.
3.Серьги бриллиантовые (кон. XIX в.). Россия. Золото, бриллианты.
4.Браслет «Змея» (кон. XIX-нач. XX вв.). Россия. Золото, рубины, бирюза.
5.Перстень бриллиантовый (кон. XIX-нач. XX вв.). Золото, бриллианты.
6.Кольцо-перстень (кон. XIX-нач. XX вв.). Золото, гранаты.
7.Цепочка шейная (кон. XIX-нач. XX вв.). Россия. Золото, бирюза, жемчуг.
8.Ожерелье из речного жемчуга (10 ниток) (нач. XX вв.).Россия. Жемчуг.
9.Ожерелье из рубленого перламутра (3 нитки) (кон. XIX-нач. XX вв). Перламутр.
Аксессуары.
1.Брелок с фото Л.Н. Толстого (кон. XIX в.). Россия. с.Красное-на-Волге. Серебро.
2.Пряжка разъемная (кон. XIX-нач. XX вв.). Россия. Серебро, стекло.
3.Часы карманные (кон. XIX-нач. XX вв.). Швейцария (?). Золото.
Столовое серебро.
1. Ложки десертные 4 шт. (кон. XIX в.). Россия. Москва. Серебро.
2. Ковш разливной (кон. XIX в.). Россия. Москва. Серебро.
3. Конфетница (сер. XIX в.). Россия. Петербург. Серебро.
- Сахарница (нач. XX в.). Россия. Петербург. Серебро.
- Кофейник (нач. XX в.). Россия. Петербург. Серебро.
- Чайник (вт. пол. XIX в.). Россия. Петербург. Серебро.
- Ложки столовые. 12 шт., из них: 8 шт. - нач. XIX в., Москва; 1 шт. - кон. XVIII -нач. XIX вв., Петербург; 3 шт. - нач. XIX в., Кострома. Серебро.
- Стопки-корчики. 6 шт. (кон. XIX в.). Россия. Москва. Серебро.
- Братина (кон. XIX в.). Россия. Москва. Серебро.
В том же 1978 году клад прошел апробацию в Московской инспекции пробирного надзора. В связи с особой историко-краеведческой ценностью клада распоряжением Третьего спецотдела (Гохрана) Министерства финансов СССР № 18/1136 от 11.08.1978 года было разрешено «...в порядке исключения оставить в фондах Костромского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника на постоянное хранение музейные ценности из драгметаллов, найденные в виде клада и принадлежавшие ранее гражданам Костромы Углечаниновым».
Согласно писцовой книге Костромы 1628 года Углечаниновы числились по Костроме уже в начале XVII в. Из нее узнаем, что родоначальник Углечаниновых - выходец из города Углича Петрушка Углечанинов. Это самое раннее письменное упоминание Углечаниновых. В 1664-1665 годах он занимался скупкой холста (ГАКО. Ф-513. Оп. 1. Д. 371. Л. 30). Так закладывалась основа крупного купеческого состояния, которое было преумножено в первой половине XVIII в. Во второй половине XVIII века оно явилось первоначальным капиталом для создания крупного промышленного предприятия.
По сумме капитала Углечаниновы в XIX в. были зачислены в группу именитых граждан г. Костромы. В XIX в. по существующему в то время положению этот род получил дворянство.
По имеющимся архивным сведениям, столовое серебро, даже в семьях богатых костромских дворян появилось довольно поздно. Поэтому находка 12-ти столовых ложек (КОК 24078) 1802-1806 гг. очень интересна. Это самое раннее столовое серебро в коллекции музея. Эти ложки берегли, передавали по наследству, восполняли утраты, заказывали дополнительные по образцу и подобию (из протокола заседания экспертно-фондовой комиссии при Костромском областном управлении культуры от 3 мая 1978 г.).
Среди находок: чайник (КМЗ КОК 24077), выполненный в стиле «классицизм», прекрасным мастером из Петербурга Яшиновым Александром Ильичом, набор из сахарницы и кофейника (КМЗ КОК 24075, 24076) с характерным гравированным орнаментом стиля «модерн», набор - братина, стопки-корчики и ковш разливной (КОК 24070, КОК 24071/1-6, КОК 24072) - типичный для времени увлечения русской стариной XIX в. и набор десертных ложек с псевдорусским орнаментом (КОК 24073); конфетница работы петербургского мастера Тверского Дмитрия Ильича (КОК 24074).
Братина. 1895 год. Москва
Автор: Баладанов Василий Ефимович
Серебро, гравировка, золочение, полировка, оксидирование
Из клада семьи Углечаниновых.
Все это замечательные свидетельства влияния художественной столичной культуры на жизнь и быт провинциальной Костромы.
Интересные золотые ювелирные украшения: брошь «Жук»,браслет «Змейка», серьги бриллиантовые, брошь бриллиантовая, перстень золотой, принадлежали Марии Алексеевне Углечаниновой и ее дочерям: Софии, Конкордии, Евгении, Татьяне. Эти вещи можно увидеть на семейных фотографиях, в настоящее время так же хранящихся в фонде Костромского музея-заповедника: семейное фото (КМЗ КОК 19888/1). Александр Николаевич и Мария Алексеевна Углечаниновы. В ушах у Марии круглые бриллиантовые серьги, на пальце кольцо с бриллиантами, на воротничке брошь «Жук».
Браслет « Змейка» 1899-1908 годы. Россия.
Золото, рубин, бирюза, пайка, закрепка, полировка
Из клада семьи Углечаниновых.
Каждый год в Костроме проходит фестиваль «Золотое кольцо России», на его стендах представляют свои изделия не только большие предприятия, но и отдельные мастера. В Костромской области зарегистрировано более 700 предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Выставочные, уникальные изделия костромских ювелиров - вклад местных мастеров ювелирного дела в искусство страны.