З
а
п
о
л
н
и
т
ь

а
н
к
е
т
у

Мы активно работаем над качеством предоставляемых услуг, и просим вас ответить на несколько вопросов. Участие в анкетировании анонимно и займет у вас не более 5ти минут."

Коллекции

Спецфонд

Обзор фонда

Коллекция включает в себя две самостоятельные группы: культовое серебро и светские изделия и насчитывает 2 417 предметов. Коллекция формировалась за счет предметов, поступивших в 1918-1920 гг. от музеев принадлежавших различным общественным организациям, губернскому земству, древлехранилища Костромского церковно-исторического общества: (КМЗ КОК 1526 Евангелие с 10 накладками из собора Богородицкой церкви, что в Верхней Пустыне Чухломского округа, было послано в КЦИО по указу КД Консистории от 05.02.1913 г. № 1989); экспедиций  совместная экспедиция сотрудников Загорского и Костромского музеев Емельяновой Г.Г. и Николаевой Т.В. в Нерехтский и Красносельский районы в июне 1963 г., в основном из Троицкой церкви с. Красное-Сумароково Нерехтского района - 20 предметов), (КМЗ КОК 17573 - совместная экспедиция Костромского музея, Государственной художественно-реставрационной мастерской им. академика И.Э. Грабаря и Костромской специальной научно-реставрационной мастерской под руководством Масленицина С.И. в июне 1964 г. в Чухломский, Солигаличский и Галичский районы); передачи произведений искусства из УВД (КМЗ КОК 26859 - икона «Николай Чудотворец»); путем дарения (ювелирные предметы Красносельской и Сидоровской ювелирных фабрик от Сухарева Дмитрия Ивановича - около 200 предметов); из выморочного имущества - клад Углечаниновых – около 60 предметов; из других музеев - из Государственного исторического музея, г. Москвы в 1970 г. передано около 80 предметов работы красносельских ювелиров -нательные кресты, солонки, ложечки ( фото № 2- 3-4) и через закупки у частных лиц.

Дарохранительница . 1872 год.
Серебро, литье, золочение, гравировка

Рюмка. 1920 -е годы. Красное на Волге
Серебро, литье, золочение, гравировка
Передал ГИМ в 1970 году.

Кольцо для салфеток. 1920-е годы Красное на Волге

Серебро, литье, золочение, гравировка

Передал ГИМ в 1970 году.

Солонка « Стульчик». 1920-е годы. Красное на Волге

Серебро, литье, золочение, гравировка

Передал ГИМ в 1970 году

В настоящее время коллекция охватывает исторический период с XVI в. и до наших дней. Наибольшее внимание исследователей всегда привлекала коллекция культовых предметов. Это объясняется тем, что основой ее являются уникальные памятники, поступившие в 20-е гг. XX столетия из храмов Костромского Ипатьевского монастыря - вклады бояр Годуновых XVI - первой половины XVII вв. (КМЗ КОК 7668/1-3 Икона в окладе «Преподобный Сергий Радонежский» с житием 1586г. Вклад Дмитрия Ивановича Годунова), дары представителей царского Дома Романовых XVII-XIX вв. ; предметы из ризницы Ипатьевского монастыря . Значительная часть этих памятников истории была опубликована в работах В. Г. Брюсовой, С.И. Масленицина и др.

Икона « Богоматерь Корсунская» в серебряном окладе

Конец XVI - начало XVII вв. г. Москва

Серебро, дерево, темпера, чеканка.

Вклад царя Алексея Михайловича Романова в Ипатьевский монастырь

К культовому серебру относятся не только иконы в окладах, но и потиры, дискосы, звездицы, водосвятные чаши, евангелия работ московских и петербургских серебряников, а также кресты, в основном нательные, красносельских ювелиров.

Светские изделия подразделяются на столовое серебро (ножи, вилки, рюмки, коробки для чая, солонки и т.д.) и ювелирные изделия (серьги, броши, кулоны, цепи, кольца, браслеты, заколки для волос и т.д.).

В коллекции музея-заповедника основу ювелирных изделий составили экспонаты Кустарного музея, юбилейной выставки к 300-летию Дома Романовых, экспедиционные находки и приобретения выставочных изделий местных художников-ювелиров.

С середины XIX в. в селах Красном-на-Волге, Подольском, Сидоровском и близлежащих деревнях сформировался крупный промысловый район, в котором сложилась специализация деревень на производстве отдельных видов изделий и даже варили из стекла бирюзу и другие камни для сережек и брошек.

Формы их практически не менялись десятилетиями, и мастерство изготовления было отшлифовано до совершенства.

Изделия красносельских кустарей были популярны по всей России. В собрании музея-заповедника находятся работы красносельских серебряников-кустарей. Это нательные кресты, серьги, браслеты, кулоны. По клеменникам мы знаем фамилии мастеров. Существовали даже династии ювелиров, например, Чулковы, Сорокины. Работы красносельских ювелиров славились и за рубежом, например, по специальному заказу Козин Иван Александрович выполнил образок с изображением Богоматери «Pamipta» для Ченстоховского монастыря. Во многих музеях России хранятся работы красносельских серебряников.

В 1897 г. в с. Красное открыли Класс технического рисования, который в 1904 г. был преобразован в Художественно-ремесленную мастерскую золотосеребряного дела. Для преподавания пригласили из Москвы выпускников Строгановского училища и стали обучать детей ювелиров по столичным программам. На базе ХРМ из ее выпускников в 1912 г. была организована Художественно-ремесленная артель.

В состав Костромского областного Ювелирпромсоюза, возникшего в 1930-х годах на базе старинного промысла крестьян с. Красного и окружающего района, входили несколько артелей и промколхозов, такие как: артель «Новый путь» (КМЗ КОК 18512 брошь 1956г.); артель «По заветам Ильича» (КМЗ КОК 18556 брошь, КМЗ КОК 18547 медальон 1960 г.); Костромская областная артель «Красный кустарь»; артель «Металлист»; Облпромкооперация (КМЗ КОК 18645 серьги), промкомбинат «Искра Октября», колхоз «Степуринский», колхоз «Доброволец» и др.

Брошь « Цветок» 1956 год. Артель « Новый путь»

Серебро, цветное стекло, монтировка

Поступление от Сухарева Д.И.

Брошь « Муха».  1956 год. Артель « По заветам Ильича»

Серебро, цветное стекло, монтировка

Поступление от Сухарева Д.И.

Серьга.  1962 год. Артель « По заветам Ильича»

Серебро, цветное стекло, монтировка

Поступление от Сухарева Д.И.

Артели и промколхозы выпускали ювелирные украшения из серебра с искусственными «ювелирными камнями» (граненое и штампованное цветное стекло) кольца, броши, серьги, кулоны. Особой популярностью среди красносельских изделий пользовались гладкие, без камней серьги « калач», «луницы». Новым видом продукции стали значки, эмблемы. Ряд артелей выпускал посудные изделия из серебра: стопки, рюмки, ситечки для чая. В артелях союза выпускали также кубки из тонкой серебряной или медной проволоки, посеребренного металла в филигранной рубашке, поясные филигранные пряжки, перстни и другие изделия с филигранью.

В 1960-1970-е гг. промартели сменили крупные производства: красносельская и костромская ювелирные фабрики. Из разнообразия техник художественной обработки металлов они избрали штамповку. Ручной труд остался лишь на участке монтировки и производства скани. Драгоценные металлы в обоих производствах применялись лишь для отделки.

В 1970-е гг. из среды художественных мастерских при фабриках выделилась группа талантливых художников выпускников Красносельского училища художественной обработки металла. Они стали авторами уникальных изделий, регулярно участвовали в областных и республиканских выставках, вступили в Союз художников, например Иван Шедов - обладатель наибольшего количества премий отечественных ювелирных конкурсов. Его композиции всегда значительные, оригинальные, интересен подбор камней  (например: КМЗ КОК 24568 гарнитур «Солнечный» с янтарем, КМЗ КОК 24565 колье «Полдень», КМЗ КОК 26260 гарнитур «Кружево»).

Гарнитур  « Солнечный» 1980-е годы.

Автор: Шедов Иван Степанович- главный художник

Костромской ювелирной фабрики.

Серебро, янтарь, монтировка

В конце 1950-х гг. ювелиры в большей степени, чем прежде, подражали «натуральным» формам. Фигурки животных, птиц, насекомых, выполненные из золота и камня издавна создавались отечественными ювелирами. Стали модными броши в виде птиц, жуков, стрекоз, бабочек, мотыльков. Лучшие из этих изделий отличаются выразительностью и привлекают жизненной достоверностью, стали работать с эмалями (например Шедов И. подвеска «Стрекоза» КМЗ КОК 31791, брошь « Заводь», брошь « Сирень», Брошь « Родник»).

Брошь « Родник» 1979 год.

Автор: Шедов Иван Степанович- главный художник

Костромской ювелирной фабрики.

Серебро, янтарь, монтировка

Брошь « Сирень» 1985 год.

Автор: Шедов Иван Степанович-главный художник

Костромской ювелирной фабрики.

Серебро, эмаль, пластика, литье

Подвеска « Стрекоза» 1985 год.

Автор: Шедов Иван Степанович- главный художник

Костромской ювелирной фабрики.

Серебро, лазурит, скань, металл, литье

 

В собрании музея-заповедника хранится не только столовое серебро красносельских ювелиров, но также мастеров Москвы, Петербурга, Великого Устюга и др. Столовое серебро из Великого Устюга славится художественными качествами серебряного чернения. В собрании музея находятся ножи и ложки, украшенные былинными и сказочными мотивами, видами Великого Устюга, отдельными фигурами животных - зайца, петуха, цапли, извивающихся змей. Внутренняя сторона ложек позолочена. КМЗ КОК 18462 ложка десертная, клеймо М.К. - Кошков Михаил Иванов серебряного и черневого дела мастер; Н.Ч. Черкасов Николай - пробирный мастер в г. Великий Устюг. 1868, проба 84).

Ложка десертная.1868 год. Великий Устюг

Автор: Кошков Михаил Иванов- серебряного и черневого дела мастер.

Серебро, чернение

Также в коллекции Костромского музея-заповедника находится столовое серебро - ножи и вилки с клеймом Варыпаева Ф.М.- знаменитого предпринимателя и общественного деятеля ХIХ столетия. (КМЗ КОК18459) (Федор Михайлович Варыпаев родился в 1818 г/ в старинной павловской семье. Его предки занимались оружейным делом, торговлей стальным товаром, владели мастерскими и были достаточно обеспечены. Постепенно к замочному делу Федор Варыпаев стал осваивать производство других изделий: ножниц, столовых и кухонных ножей, стал владельцем небольшой ножевой фабрики. В 1839 г. он впервые выставил свои работы на Всероссийской выставке мануфактурных и кустарных изделий, проходившей в Санкт-Петербурге, и получил лестные отзывы. Одной из самых важных выставок стала первая Всемирная выставка, проходившая в Лондоне в 1862 г. На ней Федор Варыпаев получил почетный диплом с отзывами, после чего был приглашен вступить в члены Британской национальной академии промышленности, сельского хозяйства и торговли. А по возвращении на родину за свои зарубежные успехи был удостоен серебряной медали «За усердие» на ленте ордена Св. Анны. Первую же государственную награду Федор Михайлович впервые получил еще в 1858 г. Это была серебряная медаль «За полезное» на ленте ордена Св. Станислава. Кстати, в этот же год он лично преподнес Александру II и его супруге свои работы и получил от царя право являться официальным поставщиком двора Его Императорского Величества.

Столовый прибор из трех предметов. 1880 год.

Автор: Варыпаев Федор Михайлович- поставщик двора Его

императорского величества .

Серебро, сталь, позолота, чернение.

Наиболее интересной группой предметов, входящих в состав коллекции является клад известного костромского купеческого и дворянского рода Углечаниновых. Клад был обнаружен в 1978 г. в напольных часах, поступивших в Костромской музей в том же году в составе выморочного имущества потомков Углечаниновых. В составе клада 45 предметов:

Ювелирные украшения:

Брошь « Жук» 1899-1908 годы. Россия.

Бриллиант, золото, гранат, хризолит, алмаз, рубин, сапфир, пайка, огранка

Из клада семьи Углечаниновых.

1. Брошь «Жук» (кон. XIX - нач. XX вв.). Россия. Золото, серебро, драг, камни. (Туловище «жука» из камня граната, шейка из трех камней хризолита, глаза из камней рубина, впереди - камень сапфира австралийского). Вероятно, образцом для броши послужил бриллиантовый жук фирмы «Болин» (Скурлов В., Смородинова Г., 1992) (Петербург 1880-1890 гг.). Их формы идентичны. Различие в подборе камней.

2.Брошь круглая бриллиантовая (кон. XIX в.). Россия. Золото, бриллианты.

3.Серьги бриллиантовые (кон. XIX в.). Россия. Золото, бриллианты.

4.Браслет «Змея» (кон. XIX-нач. XX вв.). Россия. Золото, рубины, бирюза.

5.Перстень бриллиантовый (кон. XIX-нач. XX вв.). Золото, бриллианты.

6.Кольцо-перстень (кон. XIX-нач. XX вв.). Золото, гранаты.

7.Цепочка шейная (кон. XIX-нач. XX вв.). Россия. Золото, бирюза, жемчуг.

8.Ожерелье из речного жемчуга (10 ниток) (нач. XX вв.).Россия. Жемчуг.

9.Ожерелье из рубленого перламутра (3 нитки) (кон. XIX-нач. XX вв). Перламутр.

Аксессуары.

1.Брелок с фото Л.Н. Толстого (кон. XIX в.). Россия. с.Красное-на-Волге. Серебро.

2.Пряжка разъемная (кон. XIX-нач. XX вв.). Россия. Серебро, стекло.

3.Часы карманные (кон. XIX-нач. XX вв.). Швейцария (?). Золото.

Столовое серебро.

1.  Ложки десертные 4 шт. (кон. XIX в.). Россия. Москва. Серебро.

2.  Ковш разливной (кон. XIX в.). Россия. Москва. Серебро.

3. Конфетница (сер. XIX в.). Россия. Петербург. Серебро.

  1. Сахарница (нач. XX в.). Россия. Петербург. Серебро.
  2. Кофейник (нач. XX в.). Россия. Петербург. Серебро.
  3. Чайник (вт. пол. XIX в.). Россия. Петербург. Серебро.
  4. Ложки столовые. 12 шт., из них: 8 шт. - нач. XIX в., Москва; 1 шт. - кон. XVIII -нач. XIX вв., Петербург; 3 шт. - нач. XIX в., Кострома. Серебро.
  5. Стопки-корчики. 6 шт. (кон. XIX в.). Россия. Москва. Серебро.
  6. Братина (кон. XIX в.). Россия. Москва. Серебро.

В том же 1978 году клад прошел апробацию в Московской инспекции пробирного надзора. В связи с особой историко-краеведческой ценностью клада распоряжением Третьего спецотдела (Гохрана) Министерства финансов СССР № 18/1136 от 11.08.1978 года было разрешено «...в порядке исключения оставить в фондах Костромского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника на постоянное хранение музейные ценности из драгметаллов, найденные в виде клада и принадлежавшие ранее гражданам Костромы Углечаниновым».

Согласно писцовой книге Костромы 1628 года Углечаниновы числились по Костроме уже в начале XVII в. Из нее узнаем, что родоначальник Углечаниновых - выходец из города Углича Петрушка Углечанинов. Это самое раннее письменное упоминание Углечаниновых. В 1664-1665 годах он занимался скупкой холста (ГАКО. Ф-513. Оп. 1. Д. 371. Л. 30). Так закладывалась основа крупного купеческого состояния, которое было преумножено в первой половине XVIII в. Во второй половине XVIII века оно явилось первоначальным капиталом для создания крупного промышленного предприятия.

По сумме капитала Углечаниновы в XIX в. были зачислены в группу именитых граждан г. Костромы. В XIX в. по существующему в то время положению этот род получил дворянство.

По имеющимся архивным сведениям, столовое серебро, даже в семьях богатых костромских дворян появилось довольно поздно. Поэтому находка 12-ти столовых ложек (КОК 24078) 1802-1806 гг. очень интересна. Это самое раннее столовое серебро в коллекции музея. Эти ложки берегли, передавали по наследству, восполняли утраты, заказывали дополнительные по образцу и подобию (из протокола заседания экспертно-фондовой комиссии при Костромском областном управлении культуры от 3 мая 1978 г.).

Среди находок: чайник (КМЗ КОК 24077), выполненный в стиле «классицизм», прекрасным мастером из Петербурга Яшиновым Александром Ильичом, набор из сахарницы и кофейника (КМЗ КОК 24075, 24076) с характерным гравированным орнаментом стиля «модерн», набор - братина, стопки-корчики и ковш разливной (КОК 24070, КОК 24071/1-6, КОК 24072) - типичный для времени увлечения русской стариной XIX в. и набор десертных ложек с псевдорусским орнаментом (КОК 24073); конфетница работы петербургского мастера Тверского Дмитрия Ильича (КОК 24074).

Братина. 1895 год.  Москва

Автор: Баладанов Василий Ефимович

Серебро, гравировка, золочение, полировка, оксидирование

Из клада семьи Углечаниновых.

Все это замечательные свидетельства влияния художественной столичной культуры на жизнь и быт провинциальной Костромы.

Интересные золотые ювелирные украшения: брошь «Жук»,браслет «Змейка», серьги бриллиантовые, брошь бриллиантовая, перстень золотой, принадлежали Марии Алексеевне Углечаниновой и ее дочерям: Софии, Конкордии, Евгении, Татьяне. Эти вещи можно увидеть на семейных фотографиях, в настоящее время так же хранящихся в фонде Костромского музея-заповедника: семейное фото (КМЗ КОК 19888/1). Александр Николаевич и Мария Алексеевна Углечаниновы. В ушах у Марии круглые бриллиантовые серьги, на пальце кольцо с бриллиантами, на воротничке брошь «Жук».

Браслет « Змейка» 1899-1908 годы. Россия.

Золото, рубин, бирюза, пайка, закрепка, полировка

Из клада семьи Углечаниновых.

Каждый год в Костроме проходит фестиваль «Золотое кольцо России», на его стендах представляют свои изделия  не только большие предприятия, но и отдельные мастера. В Костромской области зарегистрировано более 700 предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Выставочные, уникальные изделия костромских ювелиров - вклад местных мастеров ювелирного дела в искусство страны.