З
а
п
о
л
н
и
т
ь

а
н
к
е
т
у

Мы активно работаем над качеством предоставляемых услуг, и просим вас ответить на несколько вопросов. Участие в анкетировании анонимно и займет у вас не более 5ти минут."

Коллекции

Обзор фонда «Металл»

Коллекция «Металл» насчитывает более 6 тыс. ед. хр. Она представлена экспонатами из бронзы, меди, латуни, стали, олова, чугуна, алюминия. Предметы выполнены в разных техниках и приемах обработки.

Колоколец поддужный.1-я пол. XIX века. Рязанская обл., г. Касимов. Бронза, литье.Если говорить о бронзе, то как материал по своим достоинствам она не уступает ни  серебру, ни золоту. Использовалась бронза при создании прикладных и декоративных изделий, предметов быта на протяжении тысячелетий. Ярким примером служит интереснейший экспонат коллекции, памятник средневекового искусства Западной Европы – фигурный водолей  (акваманил) в форме льва. Отлитый из бронзы, сосуд для омовения рук датируется XIV в., место изготовления – Голландия. Техника литья, по способу потерянной формы, в которой изготовлен этот замечательный предмет, не предполагает повторения, поэтому костромской акваманил является уникальным и единственным экземпляром. Не менее интересно представлена бронза и в осветительных, письменных приборах, настольных украшениях, в мелкой скульптурной  пластике.

Разновидность этого материала – колокольная бронза. Костромской музей-заповедник обладает коллекцией колоколов церковных и колокольчиков поддужных. Несколько церковных колоколов в настоящее время находятся на звоннице Троицкого собора Костромского Ипатьевского монастыря. Колокольчики поддужные изготовлены мастерами Валдая,  Нижегородской, Вятской, Рязанской, Саратовской и Казанской губерний. Самый ранний экземпляр датируется 1802 г. В музейной коллекции хранятся колокола костромского заводчика купца 2-й гильдии Серапиона Николаевича Забенкина. В октябре 1894 г. в Костроме, в Ямской Слободе, был выстроен колокололитейный завод, который уже в 1895 г. входил в число 6-ти лучших заводов России из 25-ти действующих. Большая часть коллекции колокольчиков поддужных была куплена музеем в 1986 г. у бывшего звонаря церкви Воскресения на Дебре Леонида Васильевича Панина. Сбору колокольчиков он посвятил всю жизнь и уже в преклонном возрасте решил с ними расстаться, предложив их музею.

Большая группа коллекции – это предметы декоративно-прикладного искусства из цветных металлов (меди, латуни, томпака, олова). К ней можно отнести широкий ассортимент традиционной повседневной и праздничной русской посуды, домашней утвари XVIII–XIX вв. Братины, ендовы, стопы, рукомои характеризуют русское народное творчество, а именно художественную обработку металла.

Самовар в форме "вазы". Фабрика накладного серебра А. В. Ксимантовского. Сер. XIX в. г. Москва. Медь, серебро накладное, ковка, литье.Интереснейшим образцом бытовой культуры является символ русского чаепития – самовар. В собрании музея-заповедника  насчитывается примерно сотня подобных сосудов. Удивительное разнообразие форм, широкий круг производителей и центров изготовления этого вида изделий раскрывают нам не только художественную, но и историческую их значимость. Украшение этой коллекции – небольшой самовар «детский» костромского фабриканта, купца Павла Михайловича Суматохина.

Кострома, как город купеческий и торговый представлена в небольшом разделе металлической коллекции весовыми приборами и гирями XVIII – середины XX вв.

Самовар в виде "шара". Фабрика Б. Т. Тейле с сыновьями. Кон. 1890-х - 1919 гг. г. Тула. Медный сплав, ковка, литье.

Коромысла весовые равноплечные,  безмены, весы рычажные, гири круглые с дужкой, восьмигранные в форме усеченного конуса – вот тот краткий перечень предметов, хранящихся в музее.

Представленные изделия изготовлены из разных материалов, разнообразны по принципам действия, назначению, маркировке и  клеймам. До начала XX в. в России действовала фунтовая система измерения веса. В ее пределах выпускались

гири различного веса: 1, 2 пуда; 1, 2, 3, 5, 10, 20 фунтов, а также полфунта, четверть фунта. Гири с таким номиналом имеются в музейной коллекции.Среди вышеперечисленных предметов интересным является русский складной фунт.

Он представляет собой футляр с замком цилиндрической формы и коническим навершием, внутрь вставляются 6 дисковых гирь с  выемками. Каждая мелка гирька изготовлена в золотниковом разновесе номиналами 24, 12, 6, 3, 2, 1 золотник, которые в сумме с весом изящного футлярчика (48 золотников) составляют 96 золотников, или 1 фунт.

Пряжка. Нач. XX в. Художественно-ремесленная мастерская с. Красное Костромского у. Костромской губ. Металл, эмаль перегородчатая, штамповка. Замок кованный. XIX в. Металл, ковка, кузнечно-слесарные работы. Лансере Е. А. "Прощание казака с казачкой". Посл. четв. XIX в. Кусинский казенный завод. Чугун, литье, чеканка, покраска.

В собрании музея хранится обширная коллекция ювелирных произведений из недрагоценных металлов художественно-ремесленной учебной мастерской (ХРУМ), основанной в 1904 г. в селе Красное Костромской губернии, а также изделия художественно-ремесленной артели из этого же села, созданной в 1908 г. выпускниками ХРУМ. Броши, кулоны, незатейливые брелоки, медальоны, серьги - «калачи» и «дули», предметы туалета – часть ассортимента изделий, изготовленных красносельскими мастерами. Особенно хотелось бы выделить серию литых фигурок ящериц, раков, лягушек, веток ели и сосны, грибов, выполненных путем снятия слепков с живых объектов. В произведениях, исполненных в технике литья, чеканки, гравировки, филиграни, эмали виден выразительный художественный стиль, присущий красносельскому ювелирному искусству.

В XVII–XIX вв. Кострома была довольно крупным центром кузнечного ремесла. В технике ковки мастерами изготавливались замки, ключи, светцы, дверные петли, гвозди, орудия труда. Все это разнообразие предметов из черного  металла находится в запасниках музея. Интерес представляют жиковины зооморфной формы из кричного железа, выполненные в виде драконов. Обнаружены эти произведения на воротах и калитке дома, находящегося напротив церкви Иоанна Богослова недалеко от Ипатьевского монастыря. Датируются они предположительно XVIII в. и являются уникальными изделиями местного производства в технике художественной ковки.

Панно "Кострома". 1968 г. Костромская обл., с. Красное-на-Волге, Красносельский ювелирный завод. Медный сплав, пайка, гравировка, золочение.Из стальных произведений коллекции можно отметить чернильный прибор конца XVIII в., выполненный тульскими «златокузнецами» с использованием сложнейшей техники включения одного металла в другой (насечка), огранки стали под алмаз.

«Кабинетное» чугунное литье, ставшее популярным в России во второй половине XIX в., в собрании музея представлено скульптурными композициями, изготовленными на уральских заводах – Каслинском и Кусинском. Скульптурные произведения, выполненные по моделям известных русских и иностранных скульпторов, носящие анималистический и жанровый характер, охватывают широкий хронологический период от 80-х гг. XIX до 80-х гг. XX вв. Конечно же, самыми известными считаются отливки Каслинского завода, но хотелось бы выделить две скульптурные композиции, изготовленные мастерами Кусинского казенного завода, находившегося в Златоустовском у. Уфимской губ. Это – «Прощание казака с казачкой», автор модели Е. А. Лансере, и «Башкир на лошади», автор – А. Л. Обер. Данные предметы бытовали в усадьбе Светочева гора Костромской губ. и принадлежали семье председателя губернской земской управы Петра Васильевича Исакова. Слава кусинского литья была всегда в тени каслинского, но по качеству исполнения не уступала ему. Интересный факт: основатель Кусинского завода тульский купец Илларион Лугинин является предком известного ученого ермохимика Владимира Федоровича Лугинина, владевшего имением и огромными землями в Ветлужском у. Костромской губ.

Начало формирования коллекции «Металл» положено членами КГУАК. Комплектование проходило за счет частных пожертвований, историко-бытовых экспедиций. Например, активно собирал древности и предметы этнографии член КГУАК Иона Дмитриевич Преображенский. Он объездил много усадеб Костромской губернии и вывозил оттуда исчезающие из обихода вещи крестьянского быта и дворянской усадебной культуры. Примером тому служит вышеупомянутый чернильный прибор из вороненой стали, упоминаемый в каталоге Музея КГУАК за 1909 г. Продолжили пополнять собрание члены КНО. Ими были собраны в большом количестве клейма-именники (оттиски) мастеров-ювелиров, работавших в деревнях и селах Красносельской и Сидоровской вол. Костромского и Нерехтского уездов Костромской губ. конца XIX– начала XX вв.; учебные работы учащихся ХРУМ по граверному и чеканному делу начала XX в.

Развитие и становление ювелирного промысла в костромском крае после революционных событий 1917 г., начиная от небольших артелей до крупных предприятий ювелирной промышленности, можно отследить по собранию предметов, хранящихся в музее-заповеднике и охватывающих период от 1920-х до 1980-х гг. К примеру, юбилейное блюдо, созданное в ознаменование десятой годовщины Октября и сделанное в традициях советского агитационного фарфора мастером В. П. Вопиловым в 1927 г., а также блюдо с изображением В. Чкалова, изготовленное в 1938 г. артелью «Красный кустарь», отображают по своей тематике некоторые страницы истории нашего государства.

Пластина (учебная работа). Художественно-ремесленная мастерская с. Красное, Костромской у., Костромская губ. 1900-1910-е гг. Металл, гравировка, оксидирование.Блюдо декоративное с изображением Валерия Чкалова. 1938 г. Красное-на-Волге, Ярославская обл., артель "Красный кустарь". Металл, давление, чеканка, оксидирование.

Женские украшения с мелкими стеклянными камнями, предметы письменного и туалетных столов, сувенирная продукция, предметы сервировки стола с покрытием, имитирующим драгоценные металлы, изготовленные на Сидоровской и Подольской фабриках в 1960–1970-е гг. представлены в коллекции музея  довольно широко. Простые, но в то же время изготовленные с большим вкусом по своим формам и содержанию, эти изделия отвечают требованиям моды в одежде и убранстве жилого интерьера той эпохи. Длительное время в советском ювелирном искусстве техника древнерусской скани была забыта. Красносельские мастера изучали и осваивали традиции прошлого, возродили и успешно развили технику русской филиграни, а также сумели создать свой неповторимый стиль. Свидетельство тому – прекрасные произведения, исполненные художником-ювелиром села Красное-на-Волге Петром Ивановичем Чулковым, работавшим на Красносельском ювелирном заводе. Из его работ можно выделить панно «Яблоня, лето» (1980) круглой формы, выполненное в технике скани и украшенное финифтевыми вставками, изображающими яблоки, или брошь «Тройка» (1974), тоже в технике скани и зерни, в центр вмонтирована палехская лаковая миниатюра.

Коллекция «Металл» включает в себя предметы, носящие бытовой характер, декоративно-прикладное искусство, промышленный металл. За все годы существования костромского музея до настоящего времени сотрудниками был собран вещевой материал, связанный с историческими и знаменательными событиями, происходившими в костромском крае, с известными персоналиями, предметы, характеризующие быт костромичей в разные эпохи, личные вещи и трофеи костромичей участников Великой Отечественной войны, продукция костромских заводов и фабрик.

Чулков П. И. Брошь "Тройка". 1974 г. Красносельский ювелирный завод, с. Красное-на-Волге, Красносельский р-н. Костромская обл. Скань, зернь, пайка, палехская лаковая миниатюра. Пластина с дарственной надписью Л. А. Большакову. 1899 г. Металл, гравировка.Комплектование коллекции продолжается и в настоящее время. В 2008 г. в музейный фонд поступила металлическая пластина с гравированной надписью, дарованная в 1899 г. Л. А. Большакову. Этот замечательный предмет – память о талантливом губернском архитекторе, по чьим проектам были построены некоторые памятники архитектуры Костромской губ. Одно из его творений – Никольская больница для душевнобольных людей, комплекс зданий которой сохранился до наших дней. Леонид Александрович был не только прекрасным инженером, но имел непосредственное отношение к костромскому музею, так как являлся действительным членом КГУАК, а затем и КНО.

Продолжает пополняться коллекция и скульптурными произведениями современных мастеров. Известный скульптор и художник Зураб Константинович Церетели подарил музею скульптурную композицию «Добро побеждает зло», выполненную из бронзы с патинированием под «старину». Выставка его работ проходила весной 2009 г. в здании Романовского музея. Это произведение – уменьшенная копия одного из вариантов монументального памятника, с аналогичным названием, находящегося в городе Нью-Йорке  (США) перед штаб-квартирой ООН у подножия небоскребов.

Каждый предмет коллекции имеет ценность, важность и значимость. Благодаря нашим предшественникам был собран и сохранен богатый материал по истории костромского края. Главная задача, которая стоит перед современным музеем, – продолжить дело, сохранить и приумножить, передать будущим поколениям музейщиков.

Автор: О. В. Холстинина

Из альбома-каталога «100 лет Императорскому Романовскому музею», ОГБУК «Костромской музей-заповедник», Кострома, 2014 год. ©