З
а
п
о
л
н
и
т
ь

а
н
к
е
т
у

Мы активно работаем над качеством предоставляемых услуг, и просим вас ответить на несколько вопросов. Участие в анкетировании анонимно и займет у вас не более 5ти минут."

Коллекции

Обзор фонда «Керамика. Стекло»

Фонд «Керамика. Стекло» составляет около 5 тыс ед. хр., из них предметов коллекции «Стекло» – 820.

Коллекция формировалась за счет передачи произведений искусства из фондов Министерства культуры РСФСР, через закупки у частных лиц и путем дарения. В настоящее время коллекция охватывает исторический период с конца XVIII в. и до наших дней. Представлены изделия художественной промышленности и авторские работы художников декоративно-прикладного искусства.

По музейной коллекции можно проследить географию фарфорового производства России. Особенно широко представлена Московская губерния: это фарфор заводов Гарднера, Аксеновых, Дунашова, фабрики Храпунова-Нового, братьев Корниловых, Попова и, конечно же, Кузнецова.

Бокал с крышкой. 1810 - 1860-е. Московская губ., Дмитровский уезд, с. Горбуново. Завод А. Г. Попова. Тарелка мелкая. 1-ая половина XIX века Трубка курительная. XIX век.

Трубка курительная. XVIII век. Сухарница. Кон. XVIII - нач. XIX в. Завод Ф. Я. Гарднера. Конфетница. Кон. XVIII в. Калужская губ., Жиздринский у., с. Песочня. Завод Ф. Я. Гарднера.

В конце XVIII в. Екатерина II в честь двадцатилетия своего восшествия на престол утвердила орден Св. Владимира и заказала гарднеровскому заводу сервиз. Заказ был выполнен, но на заводе осталось много нерасписанных предметов, отбракованных из-за мельчайших недостатков. Все эти предметы предприимчивый хозяин пустил в продажу. Сухарница с ажурными бортиками, конфетница, тарелки, украшенные красными ленточками и перевитые изящной цветочной  гирляндой с розочкой имеются в нашей коллекции.

Фарфоровый завод А. Г. Попова был одним из ведущих в первой половине XIX в. по качеству продукции и уровню ее гравировки. Ассортимент выпускаемой продукции был очень велик: чайные и столовые сервизы, вазы, трактирная посуда, фарфоровые статуэтки. Всем изделиям присуща прекрасная декоративность, любовь к ярким краскам и сложная роспись золотыми орнаментами.

Конец XIX и начало XX вв. в истории русской фарфоровой промышленности отмечены работой огромного концерна «Товарищество М. С. Кузнецова», который к этому периоду являлся монополистом по производству фарфора. В это время фарфор становится неотъемлемой частью быта не только аристократических, но и самых широких слоев населения. Большое количество предметов из кузнецовского фарфора можно увидеть на экспозициях музея.

В 2009 г. были закуплены большие и мелкие тарелки с надписью по бортику «Гостиница Россiя/ И. С.К./ въ Костромъ». В конце XIX в. Гостиница «Россия» находилась на Павловской улице, д. № 1 (ныне пр. Мира; архитектор Н. И. Метлин) и принадлежала генеральше Козлоковой. В ресторане при гостинице нередко отмечались юбилеи и устраивались многолюдные банкеты «по подписке».

Изразец из церкви Благовещения. Кон. XVII в.

В фонде имеется 250 изразцов XVII–XIX вв. (печные и сюжетные).

Большую часть из них подарил в 1913 г. в Романовский музей видный краевед, фольклорист и этнограф Владимир Алексеевич Андроников. По окончании университета он преподавал литературу в Костромской мужской гимназии. Владимир Алексеевич был активным сотрудником КГУАК, автором книг «Живая старина в пределах Костромской губернии» (Ярославль, 1901); «Свадебные причитания костромского края», «Частушки костромского края» (Кострома, 1906).

Интересна коллекция глиняных и фарфоровых курительных трубок XVIII–XIX вв., поступившая из разных усадеб Костромской губернии.

Выставка. 1975 год. Город Киров. Автор: З. И. Казакова.

В 1964 г., во время реставрации  подвальных помещений Табачных рядов в Костроме, специалистами научно-реставрационной мастерской было обнаружено и передано музею 15 глиняных краснолощеных и фарфоровых трубок сер. XVIII – 1-й пол. XIX вв.

Интересна коллекция яркой и красочной авторской игрушки Павла Иванова из с. Петровское Сусанинского района Костромской обл., благодаря которой «костромская игрушка» стала известна всему миру. Около 50 фигурок людей, животных и птиц хранятся в собрании музея.

Игрушка из с. Дымково Кировской обл. известна всему миру. Яркие барыни, наездники на коне, индюки и жар-птицы, маленькие и большие. Более ста декоративных глиняных скульптур знаменитых мастериц А. В. Кузьминых, З. И. Казаковой, Е. А. Смирновой, изготовленных в 1950–1960-х гг., красуются на полках нашего музея.

Семьдесят семь глиняных игрушек, выполненных Ефимом Васильевичем Честняковым, постоянно участвуют в выставках.

Е. В. Честняков. Бабушка с внучкой. 1-ая пол. XX века. Е. В. Честняков. Танцующая девочка. 1-ая пол. XX века. Игрушка-свистулька "Гармонист". XX век. Игрушка-свистулька "Гусь". 1984 год. Костромская обл.. Сусанинский р-н, д. Сергеево.

Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в г. Скопине Рязанской обл. Скопинские гончары стали торговать на  близких и дальних рынках невиданной керамикой: много-ярусными фигурными кувшинами, квасниками, покрытыми лепным орнаментом, сосудами-скульптурами в виде львов, птиц, полулюдей-полуконей, политыми яркими, переливающимися на лепнине глазурями. Крышку каждого изделия завершает фигурка птицы, зайца или собачки.

В России мода на художественное стекло утвердилась к концу XVIII в. Производство такого стекла наладили на Императорском стекольном заводе в Санкт-Петербурге, Гусевском хрустальном заводе, Бахметьевском (близ с. Никольское Пензенского у.). Соперниками Бахметьевых были именитые Мальцовы, самым крупным предприятием которых являлся Дятьковский завод на Брянщине. К началу ХХ в. Мальцовым принадлежало уже более пятнадцати стекольных заводов.

Ваза для цветов. XIX век. Германия, Саксония, г. Мейсен.Вазы и графины двухслойного стекла, штофы с живописной росписью, подставки под ножи и вилки, крюшонницы, бокалы и рюмки с хрустальной гранью XIX в. соседствуют с предметами начала и середины XX в. Большая музейная редкость 3-, 4- и 6-частные кувшины.

В 1963 г. из Московской дирекции художественных фондов и проектирования памятников были переданы тянутые вазы автора А. И. Маевой (Дятьковский хрустальный завод) бесцветного и цветного стекла, изящные и стройные с алмазной гранью, которые заняли достойное место в собрании музея.

Из Художественного фонда РСФСР в 1987 г. поступили комплекты авторов В. И. Касаткина, Р. Н. Аксенова и О. И. Гущина (Гусевский хрустальный завод). Одинаково изысканные по форме, различные по цвету, на круглой ножке сочного красного, синего, желтого и зеленого цветов рюмки из серии «Мозаика» (33 предмета). Ваза для фруктов с алмазной гранью и комплект из двух ваз и 12 рюмок, выполненные из двухцветного редкоземельного стекла в сочетании дымчатого с золотистым и изумрудного с бесцветным. К низкой крепкой ножке прикреплено небольшое яблоко, из которого как бы вырастает гладкое шаровидное тулово, цвет возрастает и рюмки освещаются изнутри солнечным лучом.

Максимченко Н. А. Чайник. 1974 год.

Наталья Алексеевна Максимченко (1915–1978), необычайно одаренный человек, ученица профессора Александра Терентьевича Матвеева, единственная на курсе, получавшая на протяжении всей учебы в Суриковском институте Сталинскую стипендию. С 1948 г. член Московского отделения Союза художников. В пятидесятые годы XX в. Наталья Алексеевна создала скульптурные композиции в фарфоре на темы народных сказок, дружбы народов, большие серии расписных блюд из фарфора и фаянса, многочисленные сервизы для чая. В начале 1960-х гг. Наталья Алексеевна сотрудничала с архитекторами, активно участвовала в оформлении различных общественных интерьеров Москвы и Сочи. Самая крупная коллекция скульптора Максимченко, насчитывающая около 200 предметов фарфора, фаянса, шамота, и около

90 зарисовок находится в фондах музея.

Максимченко Н. А. Ложка. 1974 год.

Особая гордость нашей коллекции – незаконченная композиция «Хор Малининой Прасковьи Андреевны» (Героя Социалистического Труда, председателя колхоза «12-й Октябрь»). Композиция состоит из пяти женских фигур в рост в концертных костюмах (фарфор, подглазурная роспись, 88,0х34,0). Композиции «Ярмарка» и «Чаепитие» (фарфор, глазурь, позолота), предназначенные для банкетного зала гостиницы «Москва», построенной в 1933–1935 гг. по проекту архитекторов Л. Савельева, О. Стапрана, А. Щусева и разобранной в 2004 г. Из 50 предметов, предназначенных для банкетного зала гостиницы, 40 хранятся в фондах музея.

Европейский фарфор представлен изделиями мейсенского, английского (в основном фарфоровой фабрики Веджвуд), итальянского и французского производства. В 2010 г. исполнилось 300 лет мейсенскому фарфору. Помимо дорогой изысканной посуды, мастера создавали очаровательные маленькие статуэтки и скульптурные группы.

Коллекция постоянно пополняется новыми предметами, закупленными в антикварных магазинах и переданных в дар не только жителями г. Костромы, но и москвичами.

Так, Галина Сергеевна Бурлаева передала в дар 8 предметов изделий из фарфора и хрусталя 1940–1960-х гг., принадлежавших ее родителям.

27 предметов (из них 4 изготовлены на Копенгагенской королевской мануфактуре, Дания. 2-я пол. XIX в.) поступили от Ариадны Ивановны Поройковой, вдовы талантливейшего танцовщика, балетмейстера, художника, в 1940–1960 гг. ведущего солиста Большого театра СССР Юрия Тимофеевича Жданова.

Задача будущей работы – пополнение коллекции предметами фарфора, стекла, керамики, костромской глиняной игрушкой второй половины ХХ в., научное описание коллекции скульптора Н. А. Максимченко и издание каталога.

Статуэтка "Цветочница". 1940 - 1950 гг. Германия, Тюрингия, Фарфоровая фабрика в г. Зитцендорф.

Статуэтка "Девочка с тележкой". XIX век. Германия, Тюрингия, Шайбе - Альсбах, Фарфоровая фабрика А. В. Кистера.Статуэтка "Играющие дети". XIX век. Германия, Саксония, г. Мейсен.

Сосуд "Рыба". 1986 год. Рязанская обл., г. Скопин.Сосуд "Улитка". 1987 год. Рязанская обл., г. Скопин.

Автор: Н. Ю. Погорелова

Из альбома-каталога «100 лет Императорскому Романовскому музею», ОГБУК «Костромской музей-заповедник», Кострома, 2014 год. ©