З
а
п
о
л
н
и
т
ь

а
н
к
е
т
у

Мы активно работаем над качеством предоставляемых услуг, и просим вас ответить на несколько вопросов. Участие в анкетировании анонимно и займет у вас не более 5ти минут."

ТОП-100. Часть 1

31. Ваза из раскопок в Ольвии

В фондах Кологривского краеведческого музея им. Г.А. Ладыженского можно увидеть около двух десятков уникальных ольвийских древностей из коллекции Геннадия Александровича Ладыженского. Самый древний предмет Ольвии из коллекции нашего музея — это ваза (V в. до н.э.), расписанная в краснофигурной технике. Этой техникой в совершенстве владели древние гончары. Изображения вазы оставалось незакрашеными, а фон покрывался черным лаком. Вазописцы наносили контуры изображений, а потом весь фон заливали черной краской, которую называли лаком. Получался черный блестящий сосуд, если слегка ударить по его поверхности, он зазвенит. После обжига сосуда в гончарной печи черная краска напоминала своим блеском отполированный металл. Такие сосуды не боятся ни температуры, ни влаги, ни воздействия кислот, а пролежав в земле более 2000 лег, так же свежи и изящны, как и во времена их создания.

32. Письмо и фото Федора Петрова

Федор Петров — удивительный человек, уроженец Кологривского уезда. Он родился в деревне Березники в 1870 году. Еще во младенчестве его необычная внешность привлекла внимание ученых Московского университета. После многочисленных гастролей по России и Европе Федор Петров оказался в Америке. За звериным лицом скрывался ум интеллигента — он легко говорил на четырех языках.

В 1888 году через Российское консульство в Нью-Йорке было отправлено  в Россию его письмо с фотографией. На фото надпись  на английском языке «The Original And Only Living Man With  a Dog s  Head. About 19 years out»  (Оригинальный и единственный живущий человек с собачьей головой. В возрасте около 19 лет).   Сообщений о возвращении Федора Петрова в Россию нет. По некоторым источникам он умер от простуды в январе 1903 года.

Фотография и письмо хранятся в фондах нашего музея.

33. Портреты кисти Петра Невзорова

Невзоров Петр Иванович (1831-1900). Портреты.

Обязательной составляющей частных дворянских собраний были портретные галереи. Они были призваны увековечить род и служили доказательством знатности, богатства и древнего происхождения владельца. Было модным заказывать портреты членов семьи. Портреты дворянского рода Невзоровых, исполненные одним из его представителем,  являются частью нашего музейного собрания.

Невзоров Петр Иванович – русский живописец, автор жанровых картин и портретов, мастер иконописной живописи. Родился в 1831 году в уездном городе Кологрив Костромской губернии в обедневшей дворянской семье. В 1848 году семнадцатилетним юношей едет в Санкт-Петербург и поступает вольноприходящим учеником в Санкт-Петербургскую императорскую академию художеств, которую оканчивает за четыре года. В 1858 году, в возрасте 27 лет признан «назначенным» в академики. С имени Петра Ивановича начинается линия в роду Невзоровых, связанная с изобразительным искусством. Прекрасный живописец, автор жанровых картин и портретов, он долгое время работал в Санкт-Петербурге в знаменитой мастерской Новодевичьего Воскресенского монастыря в качестве наставника и художника. Петр Иванович Невзоров скончался в 1900 году в Санкт-Петербурге.

34. Гобелен.

Само слово «гобелен» возникло в XII веке во Франции. Именно там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов. Она пользовалась большой популярностью и продукцию этой мануфактуры стали называть «гобеленами». Основатель  семейства, красильщик Жилль Гоббелен,  основал в предместье Парижа красильню для шерсти, а его дети не только продолжали содержать красильню, но и прибавили к ней ковровую ткацкую. Людовик XIV выкупил красильню и ткацкую, наделил ее статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием. Так появилась «Королевская гобеленовая мануфактура». А поскольку произведения этой мануфактуры были чрезвычайно дорогими, то они шли исключительно на украшение королевских дворцов и на подарки. Лишь в очень редких случаях они поступали в продажу. В XVIII веке гобелены стали в большей степени копиями живописных произведений. Предметом изображения обычно служили пейзажи, сцены охоты и сельской жизни. В XVIII-XIX веках появилась потребность в гобеленах, выполняющих более декоративную роль в интерьере. Основными сюжетами стали натюрморты, флора, архитектура, а также сочетания этих элементов.

35. Изделия из рога

Художественная обработка рога крупного домашнего скота известна с давних времен. Ассортимент изделий был довольно велик. Наибольшей популярностью пользовались скульптуры, изображающие животных, птиц, стаканы для карандашей, лотки для туалетного стола, закладки для книг, сигаретницы цилиндрической формы, гребни, ножи для резания бумаги, кольца для салфеток, портсигары, панно и многое другое.

Рог, как материал, обладает разнообразными декоративными качествами: богатая палитра цвета — от черного до светло-серого и множество желтоватых, коричневатых, зеленоватых оттенков; тонкий естественный рисунок, образованный переходами цвета, вкраплениями в виде полосок и пятен;  упругость, пластичность и прочность позволяет обрабатывать рог по-разному: ажурной и объемной резьбой.

Изделия из рога украшалась небольшими накладками из  латуни, мельхиора, серебра, иногда инкрустировались кусочками жемчуга, что обогащало вид изделия.

36. Ягдташ

Ягдташ — это просто охотничья сумка, именно так переводится немецкое слово Jagdtasche. Еще столетия назад наши предки переносили пойманную дичь в кусках кожи животного, перекинутых через плечо. Это и был первый ягдташ для охоты. Человечество развивалось, изменялся и внешний вид охотничьей сумки. Со временем охотники начали понимать, что в сумку можно положить не только дичь, но и многочисленные мелочи, которые могут быть незаменимыми в определенные моменты. Сумка ягдташ становилась более продуманной, компактной и универсальной. Патроны, спички, разрешение на оружие, личные документы, еда и вода, компас, охотничьи трофеи - все умещается в эту сумку. Эволюция дополнила ягдташ специальной петлей для переноса птицы, которая называется плетушка. Петли эти находятся по бокам сумки, к ним цепляется птичья голова. Есть варианты, когда плетушки располагается сзади, на лямках сумки. Опытные охотники говорят, что это самый удобный вариант, так как тушки не мешают при ходьбе и не бьются по ногам.

37.Табакерка.

В XVI веке в Европе появилась мода нюхать табак. Не все могли переносить дым от курения, а так как его привозили в это время из Америки в больших количествах, ему нашли другое применение. Моду на нюханье табака ввела, скорее всего, Катерина Медичи. Считается, что ей прислали экзотическое растение для лечения мигрени. Из Франции привычка распространилась по всей Европе. Естественно, что это увлечение не обошло и Россию.  Нюхательный табак нужно было где-то хранить, и появились маленькие коробочки с крышкой, считавшиеся тогда признаком знатности. Их делали из дорогих материалов и украшали резьбой и драгоценными камнями. Роскошные вельможи екатерининского двора угощали друг друга нюхательным табачком, а табакерки стали разновидностью ювелирных изделий. Табакерки, украшенные эмалями и бриллиантами, с императорским вензелем, были даже видом государственной награды. Дважды получал такой дар Державин, именно как поэт, а не как сановник, за оды «Фелица» и «На взятие Измаила». А при путешествии Екатерины на юг России Александр Суворов получил табакерку с червонцами стоимостью 7000 рублей.

38. Робер Гюбер (1733—1808). Руины.

Робер Гюбер  — французский живописец и гравер, пейзажист, получивший европейскую известность габаритными холстами с романтизированными изображениями античных руин в окружении идеализированной природы. Античные руины, то отражающиеся в спокойных водах, то почти скрытые зарослями вьющихся растений, кустарников. Умиротворенная сельская природа, почти всегда ясное небо. Сквозь просветы деревьев пробиваются догорающие лучи солнца. Мягкие переливы сближенных красок, замечательное мастерство в изображении архитектуры, человеческих фигур, в передаче тончайших природных состояний. Таков собирательный образ живописи французского художника Гюбера Робера и не случайно его прозвищем было «Робер развалин». К концу XVIII века Робер становится одним из самых модных художников. Его живопись популярна не только у французских меценатов. Русские вельможи Строганов, Шувалов, Юсупов стремятся украсить дворцы его картинами. Екатерина II приобретает полотна для Царского Села. Картины Роберта хранятся в музеях и в частных коллекциях, служа прекрасным стенным украшением парадных зал, галерей и лестниц.

39.Светильники из раскопок Ольвии.

Керамические светильники из коллекции археологических раскопок датируются первыми веками христианства. Один из них выполнен из красной глины в форме башмака. Основание изготовлено на гончарном круге, посередине отверстие, выдающееся немного вверх, для наливания масла. Ручка прилеплена вертикально к верхнему краю уплощенного вместилища, носик выдается и заканчивается закруглением. Данный тип светильника был широко распространен в Северном Причерноморье. Другой светильник представляет собой полуовал с двенадцатью округлыми углублениями по внешнему краю вместилища, в самом вместилище два округлых отверстия, для наливания масла, ручка в виде головы смеющегося человека прилеплена к внутреннему краю. Светильник вылеплен из глины и покрыт красно-коричневым лаком. Обычные светильники для частных жилищ имели один, два или три рожка. Многорожковые светильники с десятью и большим количеством рожков применялись в общественных зданиях.

40.Хотей.

Хотей, один из самых благоприятных и наиболее популярных богов, приносящих счастье. Он используется в качестве фигурки-талисмана. Само слово Хотей (Hotei) в переводе означает – «холщовый мешок». Пузатый, весёлый толстяк с мешком стал, наверное, самым любимым образом среди японских фигурок. Существует легенда о хотее. Жил-был в поднебесной монах по имени Цицы. Любил он ходить по базарам, да предсказывал погоду, а из вещей у него были лишь холщовый мешок и чётки. И заметили люди – где монах не появится, туда и удача приходит. К одним здоровье приходит, к другим деньги, кому что нужнее. Что же лежало в мешке у бедного Хотея? «Весь мир» – отвечал монах любопытным. Что лежит в мешке Хотея, остаётся загадкой  и по сей день. Одни считают, что в его большой сумке сложены несметные богатства мира, золото и деньги и божество символизирует изобилие. Другие считают, что он в первую очередь бог Счастья и в мешке лежат все несчастья мира и человеческие проблемы, которые он собирает туда, избавляя от них людей. Согласно фен-шуй, чтобы получить помощь Хотея, следует 300 раз потереть его животик по часовой стрелке, думая о своей мечте. Также рекомендуется гладить его живот перед выходом из дома: вас будет сопровождать удача.

41.Кумган.

Кумган - восточный узкогорлый сосуд, кувшин для воды с длинным изогнутым носиком, ручкой и крышкой. Такая конструкция служила удобному использованию кумгана для мытья рук, ног и личной гигиены. Металлические кумганы известны с древности в странах Среднего и Ближнего Востока. Кумганы изготавливались из меди, латуни, серебра и других сплавов и часто украшались чеканкой, гравировкой и насечкой. В настоящее время кумган по-прежнему является широко распространенным предметом быта.

42.Пряничные доски.

Пряники в России всегда были излюбленным лакомством. Когда-то специально к Новому году хозяйки выпекали небольшие пряники в виде птиц и зверушек, которые использовались как елочные украшения, а потом их можно было съесть. По форме пряники были очень разнообразными. Их делали в виде птиц, рыб, зверей, фантастических животных, пароходов, теремов и даже фигур людей.  Пряники печатали на тесте деревянными формами — так называемыми пряничными досками. Форма для пряников — это доска из древесины лиственных деревьев с вырезанным в ней обратным рельефом.  Резчики вырезали пряничные доски для отпечатка не только одного пряника, но и сразу нескольких — от двух до ста двадцати. Пекари старались заказывать   пряничные доски лучшим резчикам.  Древесина для пряничных досок должна быть без трещин, сучков и гнили. Процесс создания такого пряника назывался печатанием, а сам пряник — печатным.

43.Павлин.

Статуэтка павлина считается талисманом, приносящим удачу, счастье. Если чаще смотреть на хвост павлина — это способствует удаче и славе. Даже перья павлина защищают дом от стихийных бедствий, от ведьм и колдунов. В Китае старинная легенда гласит. В далекие времена Желтый Предок на берегу озера встретил прекрасную птицу. Ее оперение переливалось цветами радуги. Мудрец попытался заговорить с ней, но она не обращала на него внимания, т.к. взгляд ее был прикован к собственному отражению в воде. Желтый Предок рассердился за ее неучтивость и закрыл солнце своей ладонью. Как только потемнело, птица обернулась к мудрецу и он начал расспрашивать ее обо всем, что ей приятно и интересно. Павлин (так звали птицу) гордо заявил о своем желании творить добро и о собственном великодушии. Но как только выглянуло солнце, павлин забыл свои слова и начал снова любоваться своим отражением в озере. Тогда Желтый Предок рассердился и наказал павлина. Теперь эта птица до конца времен обязана творить добро и отвечать за свои слова.

44.Гарнитур Тонет

Из гнутой древесины в разные времена делались лыжи, сани, бочки, лодки, но венский краснодеревщик Михаэль Тонет (1796-1871) разработал подобную технику для создания мебели и применил ее в фабричном производстве. История венского стула началась с создания новой технологии обработки дерева гнутьём: распаренную водяным паром или вымоченную в кипящей жидкости древесину выгибали в разных направлениях, придавая ей любые формы. До конца XIX века было произведено 50 миллионов дешевых и практичных диванов и стульев. На них сидели в Европе и в Америке, их узнала и Россия. В 1889 году фирма «Братья Тонет» становится поставщиком Двора Его Императорского Величества, и гнутая мебель появляется в загородных резиденциях, на верандах и балконах летних дворцов. В дворянских усадьбах, в дворцовых залах она соседствовала с дорогой старинной мебелью. В начале  XX века каталоги фирмы Тонет включали около 1200 моделей, фабрики производили почти 2 млн. изделий в год.

45.Медаль «В память Отечественной войны 1812 года»

Медаль была учреждена императором Александром I в память Отечественной войны. 5 февраля 1813 года вышел императорский указ о пожаловании участникам освобождения русской земли от нашествия Наполеона наградной медали « В память Отечественной войны 1812 года». На ее лицевой стороне, в середине поля, изображено «всевидящее око», окруженное лучезарным сиянием; внизу указана дата - «1812 годъ». На оборотной стороне медали прямая четырехстрочная надпись: «Не намъ, не намъ, а имени твоему». Медаль выдавалась на ленте ордена Андрея Первозванного  и носили ее с особой торжественностью все участники боевых сражений от простого солдата до фельдмаршала. В год 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года императором Николаем II было утверждено положение о ношении медали потомками, согласно которому им представлялось «…право по смерти отцов и старшин семейств… не только хранения, но и ношения медалей 1812 года, как дворянских, так и купеческих…» Такое право распространялось и на особ женского пола. Потомки, не сохранившие подлинных медалей того времени, имели право изготовить их в частных мастерских.

46. Фигаро

Фигаро — название короткой  куртки, с длинным рукавом, без воротника, без застежки, приталенного силуэта, длина которой заканчивается выше талии.  Первоначально лаконичная куртка была распространена в Испании и являлась частью гардероба мужского населения. После появления комедии Бомарше к куртке «фигаро» проявили активный интерес дамы, особенно француженки.

Для  пошива фигаро в XIX веке распространены яркие, колоритные ткани с узором, в качестве рисунка использовались силуэты животных, религиозные символы и геральдические знаки. Цветовая гамма отличалась разнообразием: в одежде преобладали черный, коричневый, серый, белый, красный, фиолетовый и зеленый цвета. Одежда дополнительно украшалась золотистыми нитями, шнурами, лентами и кружевом из парчи. Все это нашивалось на костюм в разном направлении.

47. Медаль "В память русско-японской войны"

Это медаль Российской империи для награждения военных, участвовавших в русско-японской войне, а также для награждения медицинских работников и священников, состоящих на службе, штатских лиц, отличившихся в военных действиях. Учреждена 21 января 1906 года по указу императора Николая II. На лицевой стороне медали изображено Всевидящее око, окруженное лучами. В нижней части, вдоль бортика, надпись: «1904-1905.». На оборотной стороне горизонтальная надпись славянским шрифтом в пять строк: «ДА ВОЗНЕСЕТЪ ВАСЪ ГОСПОДЬ ВЪ СВОЄ ВРЕМѦ». Надпись на обороте медали является цитатой из Нового Завета. Основной тираж был изготовлен на Санкт-Петербургском монетном дворе. Медаль имела ушко для крепления к колодке или ленте. Носить медаль следовало на груди. C 1 марта 1906 года раненые или контуженые в боях русско-японской войны, согласно указу Николая II, получили право носить медали на ленте с дополнительным бантом того же цвета.

 

48. Статуэтка "Наполеон"

Наполеон Бонапарт – известный военачальник и император, который прославился не только своим умением вести бои, но и своим умом и амбициями. Один из неординарных личностей, который способен вдохновить на подвиги.

В мире не так много статуэток Наполеона из бронзы.     Мастера различных эпох создавали его бюсты и скульптуры, которые в последующем украшали кабинеты влиятельных лиц. Во все времена бронза была символом благородства, аристократичности и безупречного вкуса.

Бронзовая статуэтка «Наполеон» из фондов музея изображает фигуру знаменитого императора  в известной командной позе на поле битвы.

49. Бронзовые статуэтки

Скульптура из бронзы XIX века является одним из предметов коллекционирования многих музеев и частных собирателей старины. Бронзовый антиквариат ценился среди коллекционеров старинной скульптуры во все времена. Бронза — один из благороднейших и уникальных материалов. Поверхность бронзы обладает богатством цветовой окраски и световой игры, бронза дает возможность выполнять ажурные композиции и любые нюансы лепки и фактуры, это единственный металл, которому можно придать цвет античной патины. Статуэтки девушек, бюсты античных философов, статуэтки воинов, исторических личностей, скульптура животных являются прекрасным украшением любого интерьера жилого дома.

50.Ковровые изделия. Мафрач

В прошлом народы Средней Азии вели полукочевой образ жизни, и благодаря этому возникли уникальные атрибуты быта, выполненные в ковровом стиле. Удобные и практичные при перевозках, ковры удовлетворяли различные хозяйственные нужды. Насчитывается свыше 80 наименований ковровых изделий, используемых не просто как украшение, а имеющих определенное утилитарное назначение: одни служили для утепления жилья, другие - заменяли мебель и постель. Утварь, весь домашний скарб хранили в специально изготовленных ковровых вещевых мешках, развешиваемых по решетчатым переплетам юрты или уложенных рядами на сундуках. Чувалы, торбы, хорджуны, мафрачи предназначались для хранения одежды, перевозки вещей, использовались вместо мешков. Ковровыми изделиями украшали верблюдов, коней, ковры служили ярким, незаменимым атрибутом свадебных процессий.  Ковер, как и человек, проходит свой жизненный путь: к старости он становится мягче, легче, эластичнее, приобретает шелковистый блеск и может служить двести–триста лет.

51.Чайница

Среди предметов, связанных с культом чая, чайница занимает особое место. Это — первое, к чему прикасается мастер чая, чтобы приготовить напиток, и уже в силу этого она неизбежно привлекает внимание гостей и играет важную роль в создании атмосферы чайной церемонии. Чайница – это емкость для хранения заварки. На сегодняшний день не удалось установить, когда именно была сделана чайница и кто ее изготовил.  Известно только, что она создавалась для  обеспечения комфортных условий хранения чая, чтобы он не потерял своих полезных и вкусовых свойств, а также аромата. В XVIII-XIX веках чайницы зачастую изготавливались из дорогих материалов: в отделке применялись: серебрo, слоновая кость,  панцири черепах. Чайница из коллекции Г.А. Ладыженского выполнена из хрусталя,  имеет крышку в виде шишки из бронзы с позолотой и насечками.

52.Китайский чайник.

Заварочные чайники появились в 14 веке в Китае вместе с чайной церемонией. Первые чайники были небольшими, так как во-первых, предназначались для одного человека (причем, как утверждают историки, пили чай прямо из носика), а во-вторых, считалось, что вкус и аромат чувствуются только в свежем чае и лучше приготовить вторую порцию, чем сразу заварить много. Заварочный чайник из коллекции Г.А. Ладыженского выполнен из чугуна в виде пагоды.

В Древнем Китае пагоды являлись частью монастырей и не предназначались для жилья.  Это были хорошо защищенные от врагов сооружения, в которых хранились различные ценности и святыни монастырей, в частности священные останки Будды.   Они строились в  уединенных местах на вершинах пустынных гор, на берегах рек и озер.   Считалось, что пагоды могли исцелять от различных заболеваний, а также делали своих хозяев невидимыми для захватчиков, тем самым защищали их.

53.Карл Петрович Брюллов (1799 – 1852). Эскиз «Несение креста»

Карл Петрович Брюллов  — выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград, Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств. Параллельно с созданием портретов, акварелей, небольших итальянских пейзажей Брюллов задумывает  грандиозное историческое полотно  и в 1830 году приступает к его выполнению. Шесть лет продолжалась работа над картиной под названием "Последний день Помпеи". Работа была представлена публике.  До этого ни одна из работ, относящихся к русской школе живописи, не была удостоена такой большой европейской славы. Брюллов  был удостоен Золотой медали.   Россия также с триумфом встретила это полотно. Пушкин, Баратынский. Гоголь, Жуковский, Лермонтов – все высоко оценили это произведение.   Работы Карла Брюллова известны не только в нашей стране, но и во всем мире. Одна из работ великого мастера хранится в фонде Кологривского краеведческого музея.

54.Письменный прибор

Настольные письменные приборы впервые начали использовать придворные королевских дворцов. В то время кабинет любого высокопоставленного деятеля воспринимался как парадное помещение, поэтому к его оформлению относились соответствующе.  С XVIII века, когда в высшем  обществе вошла в моду частная переписка, прибор для письма стал настоящим украшением рабочего стола. Мастера создавали письменные принадлежности на любой вкус: массивные и изящные, вычурные и элегантные. Часто письменные приборы украшали гербом или вензелем обладателя; в них встраивали часы, зеркала и небольшие потайные ящички. Письменные приборы – чернильница, подставка для перьев, песочница с чистым речным песком для промокания излишков чернил, колокольчик для вызова слуги, подсвечники –  становятся настоящими произведениями искусства. Бронза, фарфор, серебро, золото, слоновая кость – всё идет в дело. В коллекции музея имеется  керамический чернильный прибор XIX века. Подобный прибор  изящно смотрелся бы на женском секретере.

55.Китайская шляпа

Азиатская коническая шляпа общепринята в Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии, особенно в  Китае, Индии,  Японии,  Малайзии и Вьетнаме.  В материковой части Китая  шляпа называется доули. Это самый распространенный головной убор среди простого народа. Она изготавливается из тростника или стеблей других растений, например, из камыша, рисовой соломы и даже коры. Шляпа держится на голове при помощи подбородочного ремешка. Стиль  такого головного убора используется  для защиты от солнца и дождя. Когда шляпа выполнена из соломы или рогожи, ее можно окунуть в воду и носить в качестве импровизированного испарительного охлаждающего устройства.

56.Самовары фабрики Баташева.

Те, кто хоть раз интересовался историей создания самовара, знают, что надежнее продукции фабрики Баташева в мире нет. Их самовары отличались поистине высоким качеством используемых материалов. На  заграничных выставках на них был огромный спрос. Прославленные баташевские самовары, первые по качеству и отделке, раскупались мгновенно, так как были относительно не дорогими.

Самовары Баташева — это штамп настоящего качества.  По сегодняшний день самовары братьев Баташевых ценятся и заслужили мировую популярность.

57.Документы Г.И. Невельского.

В историю русского военно-морского флота Гавриил Иванович Невельской вписал свое имя геройским сражением у острова Нарген. Во время русско-английской войны 11 июня 1808 года, командуя катером «Опыт», он был вынужден вступить в бой с британским фрегатом «Сальсет». Вовремя боя Невельской был ранен и попал в плен. По возвращению из плена был награжден годовым окладом жалования. Г.И. Невельской в 1816 году награжден орденом Св. Георгия 4 степени. После выхода в отставку поселился в усадьбе Жураново, вблизи города Кологрива. Невельской скончался 13 декабря 1841 года и был погребен при кладбищенской церкви Всех Святых.


58. В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» 1813 год.

Значительный этап в жизни и творчестве В. А. Жуковского связан с войной 1812 года.

Стихотворение Жуковского «Певец во стане русских воинов» было создано в конце сентября - начале октября 1812 года.

Напечатано впервые в журнале «Вестник Европы» за 1812 год,  с подзаголовком: «Писано после отдачи Москвы перед сражением при Тарутине».

Произведение В.А. Жуковского сразу попало в армию и получило широкое распространение. Текст неоднократно переиздавался отдельно и распространялся с одобрения М.И. Кутузова среди солдат в виде листовок.    По замечанию И.Н. Розанова - историка русской поэзии, библиографа и книговеда,  после «Сельского кладбища» Жуковский стал известен литературной элите, после «Светланы» — широкому кругу читателей, а после «Певца» — всей России.  Один из экземпляров первого отдельного издания хранится в нашем музее.

59. Поддужные колокольчики

Российскому поддужному колокольчику более 200 лет. Происхождение его связано с исконно русской упряжью - тройкой. Подвешенный под дугой над головой коренника почтовой или курьерской упряжи колокольчик стали называть поддужным или почтовым (ямским). Тексты на колокольчиках рассказывают о мастере, месте и дате изготовления изделия, памятной причине выпуска изделия и пр. Указание имени является весьма редким исключением из общего правила, согласно которому изделия народных промыслов обычно оставались безымянными. Благодаря литым надписям, оставленным на века, мы теперь знаем имена этих народных умельцев.

Старинные колокольчики и бубенцы давно утратили свое функциональное назначение и превратились в произведения декоративно-прикладного искусства и популярные предметы коллекционирования.

В фондах нашего музея хранятся колокольчики мастеров Нижегородской губернии:   Ф.А. Веденеева, Е.С. Клюйкова, А.А. Ерохина, братьев Трошиных.