В этом году Кологривскому краеведческому музею имени Г.А. Ладыженского исполняется 100 лет. На нашей страничке мы будем рассказывать о самых интересных и уникальных экспонатах музея. Всего экспонатов будет 100!
1. Острожская Библия 1581г.
Знаменитая Острожская типография представлена в собрании музея несколькими изданиями.
Конечно же, самым известным острожским изданием является Острожская Библия 1581 г., вышедшая в свет в типографии, которой руководил первопечатник Иван Федоров.
Экземпляр, хранящийся в собрании Кологривского музея, имеет такие ценные элементы издания, как: герб князя Острожского, геральдические вирши, набранные в форме креста; типографский знак первопечатника Ивана Федорова.
Судя по записи в книге, этим экземпляром владели весьма известные люди: князь Болховской Михаил Андреевич и окольничий Нарбеков Федор Савич.
Острожская Библия представляла русскую и украинскую старопечатную книгу и за рубежом. Иван Грозный, например, подарил её экземпляр посланнику английской королевы, а князь Острожский – римскому папе Григорию XIII.
2. Восточный столик
Пожалуй, одними из самых колоритных и ярких стилей в мебели, являются восточные направления. Их отличают своеобразная роскошь и комфорт. Самым главным фактором, оказывающим влияние на формы восточной мебели (а также их дизайн), являются каноны ислама. Например, ни в одном арабском доме вы не увидите рисунков, узоров или картин, изображающих животных или людей. Это запрещено по Корану. Вместо этого активно используются геометрические мотивы и абстракция. Достаточно популярны растительные мотивы.
3.Клеймо фабрики Гарднера
Марки завода Гарднера были весьма разнообразные, но в последние годы использовалось клеймо в виде двуглавого орла над овальным кольцом с надписью «фабрика Гарднера в Москве» и изображением московского герба внутри кольца.
Именно такое клеймо присутствует на изделиях туалетного прибора из коллекции Г. А. Ладыженского. Судя по клейму, изделие датируется концом XIX века.
4.Японская обувь — гэта.
Традиционная японская обувь всегда отличалась интересным, неординарным дизайном и видом. В фондах Кологривского краеведческого музея им. Г.А. Ладыженского хранятся удивительные предметы восточной обуви из коллекции Г.А. Ладыженского, достойные особого внимания. Особый интерес вызывает обувь гэта — деревянные туфли, похожие на скамеечки с двумя параллельными подпорками снизу и с ремешком сверху. Хотя эта обувь считаются традиционно японской, справедливости ради, надо сказать, что «попали они в Японию так же из Китая и распространились первоначально среди буддийских монахов и простого народа. Первые гэта появились еще в Х веке. Этот факт подтверждают свитки с рисунками, найденные во время археологических раскопок. Гэта не имеет разделения на правую или левую ногу - они одинаковые. Эта причудливая обувь была основной обувью японцев в течение нескольких веков. Уже позднее гэта начали носить и аристократы. Разумеется, их гэта б украшались самым различным образом: резьбой, рисунками, орнаментом, лакировкой и т.п. Чем состоятельней был владелец, тем японская деревянная обувь украшалась более изысканной и дорогой отделкой.
5.Икона из дерева.
Резная икона 19 века – редкий гость на антикварном рынке, но также редко она встречается и на витринах музеев. Создание этих изделий требовало от человека большого мастерства, ведь нужно было высечь на древесине образы, не нарушая канонов иконописи. Материалом для изготовления резных икон, крестов или складней служило практически всегда одно дерево – кипарис. Материал этот хоть и был дорогим и привозным, особенно ценился резчиками за особые свойства. Кипарис – твердое дерево, массив которого практически не имеет сучков и превосходно режется резцом или ножом во всех направлениях, что необходимо и особенно важно для миниатюрной, тонкой резьбы. К тому же он не коробится, не трескается, не подвержен порче жучком. К большому сожалению, само явление резной иконы многие десятилетия не замечалось ни музейщиками, ни исследователями, ни даже собирателями. Это привело к тому, что до сих пор нет ни одного крупного исследования на эту тему, нет ни одного значительного, исчерпывающего каталога старинных резных святынь.
6.Женский костюм
В 2006 году на реставрацию были переданы 5 атласных фрагментов из коллекции Г.А. Ладыженского. Эти фрагменты являлись деталями женского костюма. После тщательного изучения и рассмотрения аналогов был отреставрирован и реконструирован женский костюм конца XIX — начала XX века, состоящий из двух частей: лифа и юбки. Костюм выполнен из атласной ткани с красивым рисунком в традициях Древнего Китая. Особое внимание в Китае уделялось рисунку, украшающему ткань, в узорах преобладали изображения мифических существ, животных, геометрические и растительные орнаменты. Узор ткани костюма точно передает образ китайского дракона. Цветовая гамма тканей Китая передает социально-культурные характеристики тех, кому принадлежит одежда. Костюм имеет коричневый цвет, одежду такого цвета обычно носили сановники.
7. Н/х. Флорис? Лукреция Романо
Лукреция — героиня древнеримской истори, о трагических событиях которой повествует древнеримский историк Тит Ливий.
Во время осады города Ардеи войсками царя-тирана Тарквиния Гордого его сын Секст Тарквиний устроил пир для знатных воинов легиона. Военачальники наперебой расхваливали достоинства своих жен, особенно их супружескую верность, и тогда один из них, Луций Тарквиний Коллатин, предложил убедиться в этом. Как и предполагалось, большинство жен развлекались и предавались блуду, только Лукреция (жена Луция Тарквиния Коллатина) сидела за прялкой.
На следующий день Секст Тарквиний, пораженный красотой Лукреции, вернулся и надругался над ней, обесчестив имя семьи Коллатина. Униженная Лукреция отправила гонца к мужу и к отцу, дождалась их прибытия, рассказала о произошедшем, после чего покончила с собой.
Весть о самоубийстве Лукреции облетела весь Рим. Римский народ восстал и лишил Тарквиния Гордого власти, изгнал его семью из города и навсегда упразднил титул царя. Рим был провозглашен республикой. Это произошло в 510 году до н.э.
8. Монета-великан
Среди нумизматов есть монеты, которые без преувеличения можно назвать пределом мечтаний любого коллекционера. Примером таковой монеты считается сестрорецкий рубль, или «монета-великан». Назван он так потому, что его предполагалось чеканить на Сестрорецком заводе. История сестрорецких рублей начинается во времена правления Екатерины II. 16 февраля 1770 года императрица издала указ, согласно которому, монета должна была обладать большим весом и размером. Но массовое производство этих монет не состоялось. Было выпущено несколько десятков пробных экземпляров.
9. Ода М.В. Ломоносова 1762 г.
В коллекции «Ценная редкая книга» Кологривского музея хранится редчайшее издание оды 1762 года, написанной на восшествие на престол несчастливого императора Петра Федоровича. Это прижизненное издание М.В. Ломоносова. Ода была напечатана отдельным изданием в конце декабря 1761 г. тиражом 912 экземпляров. Второго отдельного издания оды не было.
Несмотря на ветхость издания, Кологривский музей горд тем, что экземпляр небольшого тиража оды М.В. Ломоносова хранится в его фондах.
10.Подставка для Корана.
Один из самых оригинальных видов резного дерева - раздвижная подставка для Корана Лаух появилась в средние века. Лаух вырезается из одного цельного куска дерева. Когда раздвигают его неотделимые друг от друга прорезанные части, то получается небольшой пюпитр для книги, а сам Лаух устанавливается на столе. Трудно поверить, что эта сложная конструкция выполняется без клея, гвоздей и каких-либо шарниров. В сложенном виде Лаух превращается в аккуратный брусок дерева. Самые искусные мастера изготавливают двух - и трехслойные Лаухи, которые, раздвигаясь, образуют своеобразную миниатюрную этажерку. Боковые полочки предназначены для небольших предметов - карандаша, блокнота, закладки для книги. Лаухи, как правило, украшены изысканной резьбой, все детали тщательно отполированы. Из-под резца мастеров выходят "многоэтажные" Лаухи, насчитывающие и до десяти слоев раздвижных деталей. Ни один лаух, даже если он ничем не украшен, не повторяет другого – каждый экземпляр уникален. Однако, непросвещенному человеку будет стоить огромного труда даже просто правильно разложить и собрать такую конструкцию.
11. Подушечка под дамскую прическу.
История этого предмета уходит корнями в Месопотамию (современный Ирак) и Древний Египет. Ими в древности могли пользоваться только богатые, привилегированные люди. Первые подушки были найдены еще в гробницах фараонов. Они были изобретены для того, чтобы не испортить во сне замысловатую прическу. Подушка в то время представляла собой изогнутые дощечки на подставке. Однако носили они и символический смысл – на этих «подставках под голову» изображали богов, защищающих спящего от темных сил. Твердые подушки, сохраняющие прическу во время сна, существовали и в Японии. Они могли быть сделаны как из дерева, так и из фарфора, камня или металла. Такие подушки были довольно популярны вплоть до XIX века. На протяжении тысячелетий китайские династии пользовались подушками, сделанными с использованием дерева, нефрита, бамбука, фарфора и украшенные рисунками животных, растений, людей и геометрических фигур, и традиционно они имели прямоугольную форму.
12. Чайный сервиз
Красивый чайный сервиз из коллекции Г.А. Ладыженского хранится в фондах Кологривского музея. Сервиз изготовлен из фарфора, состоит из 15 предметов: сахарница, сливочник, полоскательная чашка, чайник, шесть чашек с блюдцами. Нижняя часть изделий - по голубому фону цветы, ягодки с золотом, верхняя часть белая, края вычурные золоченые. На дне изделий клеймо в виде монограммы из двух букв «Т» и «К». Судя по клейму, сервиз принадлежит частному живописному заведению Кудинова Тимофея Исаевича в Москве и датируется XIX веком.
13. Статуэтка
Резьба по кости - один из древнейших видов народного промысла, который зародился в Китае. Первые изделия резьбы, обнаруженные при раскопках, датированы эпохой неолита. За много сотен лет умение резьбы по кости превратилось в настоящее искусство. Для резчиков по кости китайских мастеров характерна утонченная резьба с глубокой прорисовкой мельчайших деталей с преобладанием национальных мотивов.
Фигурки из слоновой кости, выполненные вручную, декорированные оригинальной резьбой и узорами, издавна являлись дорогими украшениями обстановки домов знатных особ. И сегодня аксессуары из этого материала остаются востребованными и актуальными.
14. Чехол на чубук
В первой трети ХIХ века в России появляется большое количество бытовых предметов с бисерным декором. Непременным атрибутом мужского кабинета эпохи романтизма стала коллекция курительных трубок. Под влиянием моды на восточную экзотику широкое распространение получили необычные, так называемые «турецкие» курительные трубки, которые состояли из трех частей: собственно трубки, в которую набивался табак, деревянного чубука в форме длинного полого цилиндра и мундштука. Для придания красоты и изящества деревянному чубуку его стали декорировать вязаными из бисера чехлами, которые изготавливались любительницами бисерного искусства из близкого окружения владельца курительных трубок и вручались ему в качестве памятного подарка. Сложные цветочные композиции, составленные из мелкого венецианского бисера множества оттенков, включение в узор граненого богемского, а так же металлического бисера, создающих необычайную игру света на поверхности изделий ставили их в ряд с подлинными произведениями искусства. Вскоре бисерные чехлы стали коллекционировать и с гордостью демонстрировать знатокам.
15. Японская обувь — варадзи
Японская обувь может похвастаться достаточно богатой историей. Плетеная соломенная обувь в Японию пришла из Китая в VIII в. и вскоре превратилась в соломенные сандалии варадзи, которые лучше подходили к японскому климату и соответствовали традиции снимать обувь, входя в дом. Плетеные сандалии упоминались в фольклоре, известных литературных произведениях, на старых гравюрах и на фотографиях начала XX века. Варадзи, в переводе «соломенные сандалии» - один из видов традиционной японской обуви из соломы, пеньки, лубяных волокон и других материалов растительного происхождения. Судя по материалу для изготовления варадзи, нетрудно догадаться, что такая обувь была недолговечна. В крестьянских семьях сандалии не покупали, а плели самостоятельно. Одну пару сандалий носили около 3-5 дней, поэтому, отправляясь в дальний путь, с собой брали еще несколько пар в дорогу. Традиционно варадзи надевают на босу ногу, либо поверх таби. Те, кто по роду своих занятий (носильщики, почтальоны, бродячие торговцы, рикши) вынуждены были постоянно передвигаться, всегда были обуты в варадзи, так как они легкие и в них удобно ходить.
16. Трубка для курения опиума
Сегодня курение опиума находится вне закона, а в викторианскую эпоху это было весьма распространённое увлечение.
Специалисты по приготовлению чанду — курительного концентрата опиума – были весьма востребованы, а опиумные трубки, лампы, миски и прочие приспособления,
используемые во время курения, являлись порой настоящими предметами искусства.
В XX веке цивилизованный мир начал бороться с пагубным пристрастием - курением опиума, а предметы опиумного культа безжалостно уничтожали.
Поэтому сегодня увидеть их можно разве что в музеях или в коллекциях антикваров.
17. Медаль «В память войны 1853—1856 гг»
Медаль «В память войны 1853—1856» — массовая высочайше утверждённая награда Российской империи. Она была официально учреждена 26 августа 1856 года Александром II в специальном манифесте «О Всемилостивейшем даровании народу милостей по случаю Коронования Его Императорского Величества». Медалью награждался широкий круг лиц, как воевавших на Крымской войне, так и находившихся в тылу. Медали чеканились из светлой или из тёмной бронзы, диаметром 28 мм. На лицевой стороне изображены вензели императоров Николая I и Александра II. Над каждым вензелем располагалась большая императорская корона, над ними — сияющее всевидящее око. Внизу, под вензелями, полукругом, вдоль бортика медали, годы Крымской войны: «1853-1854-1855-1856.». На оборотной стороне горизонтальная надпись в пять строк, цитата из Псалтыря: «НА ТЯ ГОСПОДИ УПОВАХОМЪ, ДА НЕ ПОСТЫДИМСЯ ВО ВѢКИ». Медаль имела ушко для крепления к колодке или ленте. Носить медаль следовало на груди или в петлице. После смерти награждённых медаль переходила к потомкам, но без права ношения.
18. Ендова
Ендова - тип посуды, который широко употреблялся в быту до конца XVII века. Впервые упомянута в русских письменных источниках в 1551 году как «плоская чаша с рыльцем». По форме она представляла собой сосуд в виде широкой братины с носиком по венцу. Металлическая ендова изготавливалась из серебра, меди, латуни. Тулово украшалось чеканными "ложками" и растительными узорами, на венце иногда располагались надписи. Ендова употреблялась как столовая посуда, но их никогда не ставили на стол. В ендове приносили к столу напитки - пиво, брагу, мед - и разливали их по чаркам и кубкам. Ендовы были разного размера и вмещали в себя от двух-трех до двенадцати литров. В праздничные дни нарядно одетые хозяйки с ендовами в руках у своих изб угощали прохожих разными напитками.
19. Сундук
В современном мире встретить сундук довольно сложно. Сейчас сундуки чаще используется в качестве элементов интерьера или для хранения старых и ненужных вещей. Однако в древности обойтись без него было практически невозможно. Обязательным атрибутом любого русского дома были сундуки различных размеров и конфигураций. Сундук-теремок — получил своё название от надстройки над богатым домом— терема и, подобно ему, имел на крышке главного своего отделения ещё одно, меньшего размера вместилище со своей особой крышкой, в которое помещались наиболее ценные предметы. Сам сундук делался из дуба — самого крепкого дерева, а снаружи он еще оковывался железом, снабжался большим замком, крышка навешивалась на железных петлях — вертлюгах. Чем больше было этих петель, тем надежнее сундук, тем дороже он ценился. Стоимость сундуков превосходила стоимость лошади или коровы, а отдельные экземпляры стоили дороже дома. Сундучные изделия в XVII- XVIII веках делались штучно, на заказ, поэтому в настоящее время сохранившиеся русские сундуки являются раритетом.
20. Набойки
В России технология изготовления набивных тканей известна еще с X века. Первые русские набойки шли на украшение церковной одежды, а позднее русская набойка украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи. Массовое производство набойки и расцвет промыслов, занимающихся изготовлением набивных тканей, пришёлся на XVIII - первую половину XIX века. Небольшие набивные доски стали предметом повседневного обихода, они продавались на ярмарках повсеместно. Красильно-набоечный промысел был в Чухломе, Кологриве, Костроме. Орнаменты Костромской земли отличаются более мелким рисунком, часто геометрическим, заполнявшим полотно в шахматном порядке. В кологривской набойке используются полосы и горох, преобладают жёлтые и зелёные краски. Набойку печатали с помощью нескольких досок, поэтому в набойке присутствует и несколько цветов.
21. Сосуд для охлаждения вина
Вино с античных времен является ключевым элементом обеда, а сосуды, используемые для его охлаждения и сервировки, всегда были самыми роскошными в обеденном зале. Перед подачей вино следовало остудить, что привело к введению новых сосудов, в которых вино могло стоять среди колотого льда. Наличие ведёрка для шампанского придаст любому застолью оттенок роскоши и торжественности и подчеркнет незаурядный вкус хозяев приема. Атмосфера значимости и позитивного настроя будет гарантирована, если шампанское или другие напитки будут поданы с таким стильным аксессуаром. Выглядит предмет очень достойно, эффектно и хорошо вписывается в любой интерьер. Сосуд выполнен в форме классической греческой амфоры c ручками.
22. Стулья «Скабелло»
Подобные стульчики представляет собой образец стиля итальянской мебели эпохи Возрождения. Модель стула называется scabello, и впервые появилась в Венеции в конце 16 века. Обычно такие стулья располагались вдоль стен длинной залы, в которой проходили семейные торжества. Высокая спинка и ножки удивляют сложной резьбой в разных плоскостях. Боковые части спинки исполнены в высоком рельефе и передают изображения мифических химер. В оформлении центральной части спинки задействованы растительные узоры, которые привносят в композицию мягкость и гармонию. Кроме того, наличие этих стульев в доме, говорило о богатстве хозяина, о его принадлежности к высшим кругам. Стулья делались на заказ, и зачастую в виде украшения вырезалась символика и фамильный герб семьи.
23. Сербский жилет — елек
Национальный костюм занимает видное место в культуре и традиции любого народа. В Сербии, в течении веков на формирование национального костюма оказывали климатические, географические, социальные и культурно - исторические факторы. Элемент национального сербского костюма — елек, относится к предметам одежды городского костюма. Елек - короткий верхний декоративный предмет одежды без рукавов, длиной до талии. Его носили поверх рубашки, делали из черного или белого сукна, хлопкового домотканого полотна, плюша, украшали металлическими нитями и шнурами, нашитыми полосками красного сукна, тонкого черного хлопка или полотна различного цвета. Данный вид одежды шили различные портные: абаджии - для крестьян и горожан, а терзии — для знати.
24. Кувшин чойдиш
Медная посуда была широко распространена на территории Средней Азии в XVIII–XIX вв. В каждом крупном городе существовали свои традиции художественной обработки металла, определявшие форму и украшение сосудов. Металлические изделия покрывались изящной гравировкой в виде растительных узоров, инкрустировались бирюзой или голубой смальтой. Орнаментированная поверхность часто дополнялась арабской вязью, в которую вплетались изречения из Корана. Металлический сосуд чойдиш предназначался для кипячения воды. Кувшин отличался грушевидной формой тулова и невысоким горлом с выступающим заостренным сливом. Литая изогнутая ручка сверху и внизу завершалась деталью в виде бутона или плода. Такие кувшины считались дорогими изделиями и были доступны далеко не каждому. Чойдиши, имеющие сквозную решетку на тулове, служили украшением парадных ниш в комнате приема для гостей и являлись предметом роскоши.
25. Судковский Р.Г. «Крепость на берегу моря»
Руфин Гаврилович Судковский (1850-1885) — российский живописец-маринист, академик Императорской Академии художеств. В 1862 году Судковский поступил в Одесское Духовное училище, а затем перешёл в Херсонскую Духовную семинарию. Тогда же он начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества Изящных Искусств в Одессе. Не чувствуя призвания к духовной службе, Судковский прервал своё обучение в семинарии и поступил в Петербургскую Академию Художеств. В 1873 году на Академической выставке Судковский представил картину «Буря близ Очакова», за которую Академия Художеств присвоила ему звание классного художника без установленного научного экзамена, «в знак особого исключения и в пример другим». В 1882 за картину «Буря возле берега Очакова» был удостоен звания академика.
Судковский экспонировал свои работы на многих выставках, где показал себя настоящим мастером, способным передавать красками самые неуловимые движения волн, самую причудливую игру света на воде.
Произведения Судковского находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга, Киевском музее русского искусства, Одесском художественном музее. Одна из его работ хранится и в нашем музее.
26. Документ Владислава IV
В фонде музея хранится уникальный исторический документ — мандат о церковных делах, подписанный лично польским королем Владиславом IV.
В 1610 году, в разгар Смуты в России, король Речи Посполитой Сигизмунд III убедил московских бояр признать царем его сына Владислава. Молодому царю присягнули в Москве, Новгороде, Устюге, Ярославле, Вологде и др. городах. Началась чеканка монет с его изображением. В Польше специально для коронации Владислава ювелиры изготовили корону, украшенную 255 драгоценными камнями. Главным условием коронации было принятие православия. Сигизмунд отказался крестить сына и в феврале 1613 года вернулся в Варшаву, а 14 марта получил известие, что новым русским царем избрали Михаила Романова. Долгие годы на официальных приемах Владислав IV именовал себя не только польским королем, но и избранным Великим князем Московским.
Царь Михаил Федорович решил с помощью оружия заставить Владислава отказаться от титула. Попытка не удалась, русская армия попала в окружение, Польша подписала выгодное для себя мирное соглашение. Владислав IV подписал свой официальный отказ от своих претензий на русский трон, но царской казне пришлось заплатить 20 тыс. рублей.
27. Портрет-шарж (худ.А.Орловский)
Александр Осипович Орловский родился в 1777 году в Варшаве. Там же получил художественное образование, а в 1802 году переехал в Россию. О жизни художника известно очень мало, его относили к чудакам и оригиналам. Говорят, что именно поэтому его очень полюбил брат императора Александра I. С 1803 года Орловский значится в особом списке у Великого князя Константина Павловича. Благодаря этому покровительству Александр Осипович мог свободно работать: он делает карандашные рисунки, пишет маслом картины военной тематики, пейзажи, портреты, выполняет иллюстрации по заказу. 1809 году за картину "Бивуак казаков" Орловского удостаивают звания академика "как знаменитого художника, труды которого давно известны Академии". Значительную художественную ценность имеют и его мелкие рисунки и карикатуры, которым сам автор придавал большое общественное значение. Меткие портреты-шаржи и карикатуры отводят Орловскому место одного из основоположников сатирического жанра в России. Жаль, что имя художника в настоящее время почти совсем забыто.
28. Кресло «Тише едешь — дальше будешь»
Кресло в русском стиле составлено из предметов крестьянского обихода — конской дуги вместо спинки и передних ножек, прорезной доски, как бы прикрытой полотенцем, вместо сиденья и пары воткнутых в нее топоров вместо подлокотников. На выступающей из-под спинки-дуги части сиденья «лежат» оставленные кем-то рукавицы. На дуге в резном узоре читается пословица: «Тише едешь- дальше будешь».
Успех и популярность этого кресла подтверждалась тем, что появились его копии и варианты. В декор вводились новые атрибуты — кнут, лапти, сверла, балалайка; иногда менялась форма сиденья и текст вырезанной на дуге пословицы.
Варианты интересного кресла встречались не только в домах передовой интеллигенции (в частности, у А.П.Чехова), но и были приобретены Александром III для своей коллекции.
В настоящее время таких кресел насчитывается несколько десятков, и находятся они в разных уголках страны.
29. Супница
Многие считают прообразом современной супницы котел, в котором наши предки готовили пищу. Но тут важно сразу провести черту: котел, скорее, предшественник кастрюли, тогда как супница — предмет сервировки. Супница как предмет сервировки впервые появилась во Франции в конце XVIII века. В те времена особое значение придавалось не только тому, что подают гостям, но и то, как все это выглядит. Как и вся посуда, супницы были очень изысканны, а их декор невероятно богат. Очень быстро супницы появились и в России. Особенно их любила императрица Екатерина II, которая заказала к столу серебряную супницу в виде боевого корабля.
Сейчас супницами мало кто пользуется, а когда-то это был обязательный предмет сервировки стола.
30. Фонарик
Первые фонари появились в Японии лишь в XIV веке одновременно с изобретением свечей из сосновой смолы. Тётины — складные бумажные фонари, которые путники брали с собой в дорогу. Это были миниатюрные складные конструкции, напоминавшие маленькую бумажную гармошку, внутри которой горела свеча. Подобные фонарики легко было спрятать даже в рукаве кимоно. В сложенном виде они занимали минимум места и потому всегда входили в список вещей, необходимых для путешествия, близкого или далекого.