З
а
п
о
л
н
и
т
ь

а
н
к
е
т
у

Мы активно работаем над качеством предоставляемых услуг, и просим вас ответить на несколько вопросов. Участие в анкетировании анонимно и займет у вас не более 5ти минут."

ТОП-100. Часть 1

79. Канделябр.

В современном интерьере канделябры все чаще применяются для декора, а не по прямому назначению – освещение помещения. Известный с давних времен, он, как лондонский денди, всегда моментально подхватывал модные веяния новых эпох. История канделябра пестрит интересными фактами. Впервые канделябры появляются на страницах истории времен Древнего Рима. Позже удобные, массивные подсвечники появляются и в домах этрусков. Кстати, у самих древних римлян одно время даже был популярен так называемый «канделябровый» стиль.

Канделябр – удовольствие не из дешевых. Позволить себе эти массивные подставки под свечи могли лишь богатые и знатные люди. Ведь основными материалами для изготовления подсвечников служили достаточно дорогие, ценные металлы: бронза, серебро, железо. Особое место в интерьере в великолепную, роскошную эпоху Рококо занимали именно канделябры. Они, украшая дворцовые залы, были свидетелями коварных заговоров и дворцовых интриг, тайных переговоров и судьбоносных решений.


80. Кондратенко Г.П. (1854-1924). "Конец лета".

Гавриил Павлович Кондратенко (1854 – 1924) - русский живописец, пейзажист. Учился в Петербургской Академии художеств. Два года занимался в классе исторической живописи под руководством К.Ф. Гуна. С 1875 года переходит на очное обучение в пейзажный класс, где под руководством М.К. Клодта получает шесть серебряных и малую золотую медаль. Г.П. Кондратенко был участником выставок и членом Общества им. А. Куинджи, Санкт-Петербургского общества художников и Товарищества русских художников-иллюстраторов.   Самыми известными в творчестве художника стали пейзажи Крыма. Живописные виды морского побережья Алупки и Гурзуфа, панорама горы Ай-Петри и пейзажи скалистых бухт – привлекают зрителя яркостью красок и богатством цветовой палитры. Творческое наследие Г.П. Кондратенко значительное. Его произведения  имеют большую коллекционную ценность, хранятся в крупнейших музеях России и частных собраниях за рубежом. Работы Г.П. Кондратенко хранятся и в нашем музее.

 

81. Кичка.

Ки́чка (кика) — старинный русский праздничный головной убор замужних женщин, который полностью прикрывал волосы. Кичка представляла собой открытую корону, украшенную сложноплетеным кружевом, узорным галуном, перламутровыми плашками из речных ракушек, цветными гранеными стеклышками, бусинами,жемчугом, бисером. Если в украшении использовалась вышивка — то чаще всего это был растительный орнамент или стилизованные птицы.Любая кичка дополнялась жемчужной бахромой или сеткой из жемчуга и перламутровых бус — «поднизью» или «очельем». Сзади кичка затягивалась, плотно облегая голову.

Собственно непосредственно кичкой назывался не только весь убор, но и его нижняя часть, которая изготавливалась из проклеенного холста. Кички делались мастерицами, как правило, подолгу; купленные в подарок от мужей — женам, они во всех домах хранились с особым тщением.

 

82. Мебель в стиле «Жакоб».

Жакоб -  семья французских дизайнеров и предпринимателей, давших свое имя целому направлению в мебельном искусстве конца XVIII-XIX вв. Родоначальником династии был Жорж Жакоб (1739–1814). Он первым из мастеров мебельщиков начал создавать основу для зарождения нового стиля ампир. Масса краснодеревщиков использовали его разработки в своей мебели и подделывали его клеймо. Жорж Жакоб не только работал по заказам Марии-Антуанетты и других членов королевского дома, но был известен и за пределами Франции. Его мебель заказывал будущий король Англии - Георг IV , Густав III - Швеции, и несколько немецких принцев.

В России в последней трети XIX века вошел в практику термин «стиль Жакоб», назван в честь семьи французских мебельщиков. Мебелью в этом стиле принято называть предметы с геометрически ясными формами, фанерованные красным деревом и украшенные штампованными латунными накладками. Предметы мебели этого стиля представлены в экспозиции музея.

 

83. Китайский мужской жилет.

Австрийский барон Раймунд фон Стиллфрид стал одним из первых фотографов, посетивших Китай, и сделал портреты местных жителей в период правления последней императорской династии, династии Цин. Стиллфрид специализировался на создании постановочных, раскрашенных вручную фотографий. В его тщательно продуманных постановочных портретах воплотились традиционные китайские типажи – нищие, рабочие и представители высшего общества.

На одном из снимков изображен китаец в жилете. Подобный жилет находится в коллекции Г.А. Ладыженского. Судя по ткани, жилет предназначался для простолюдинов, так как выполнен из хлопчатобумажной материи. Форма, цвет, орнамент китайского костюма были символичны. Данный жилет могли носить на севере Китая, так как там самым распространенным цветом одежды был синий цвет. Символический смысл имеют и декоративные изображения иероглифов на повседневной одежде китайцев.

 

84. Инкрустация перламутром.

Sedef — это турецкое название перламутра, который широко используется в традиционном искусстве-инкрустации деревянных изделий. Этот вид ремесла получил особую популярность в Оттоманский период. Перламутр получали из внутренней части жемчужной раковины устриц, импортируемых, как правило, из Азии. Местные художники использовали его для инкрустаций по дереву, создавая замечательные деревянные стулья, столы, ящики, комоды, рамки для зеркал и так далее. Этот вид искусства был широко распространен во всей Анатолии и на Ближнем Востоке. Качество перламутра очень важно. Пресноводные моллюски считаются одними из лучших, потому что они обеспечивают большие плоские перламутровые заготовки и имеют молочно-белый цвет, что создает хороший контраст на темной деревянной поверхности изделия.

Предметы, украшенные инкрустацией перламутром, хранятся в фонде нашего музея.

 

85.Конная парадная упряжь.

Искусство украшения лошадей имеет давнюю историю: еще до нашей эры дополнительные нарядные детали амуниции пользовались большой популярностью. С давних времен на сбрую для коня не жалели денег. Обычно её делали на заказ, с подгонкой под каждое животное. Конское убранство восточной работы отличалось необычайной роскошью. Ремни для конской упряжи изготавливались только из натуральной кожи. Огромные попоны, чепраки шились из дорогих тканей, отделывались золотыми и серебряными вышивками, декорировались при помощи декоративных кисточек. Конная парадная упряжь хранится и в фонде нашего музея.

86. Иков П.П. (1828-1875) Этюд сражения.

Иков Павел Петрович — исторический и портретный живописец, первое художественное образование получил в Московском училище живописи и ваяния, затем перешел в Академию Художеств. В 1858 г. он получил первую золотую медаль и звание художника 14-го класса, за картину "Христос омывает ноги своим ученикам". Некоторое время П.П. Иков был помощником преподавателя рисовальных классов Академии и учителем рисования в рисовальной школе Общества Поощрения Художеств, а в 1860 г. он достиг цели, к которой давно стремился, был отправлен пенсионером за границу. Первые три года он провел в Париже, где писал портреты, затем поехал в Италию и лишь в 1867 г. вернулся в Россию. Результатом его заграничного путешествия были выставленные им в Академии в 1868 г. картина "Сусанна", этюды старика и итальянских женщин, виды Амальфи, часовни в Субиако, виллы д'Эсте в Тиволи. Он рассчитывал, что за эти работы будет сделан академиком, но академический совет не дал ему этого звания. Последние годы жизни П.П. Иков жил скромным тружеником, занимаясь преподаванием рисования. Многочисленные графические работы и наброски хранятся в фонде нашего музея.

 

87.Царские указы.

В фондах нашего музея хранятся различные исторические документы. Среди них особую ценность и историческое значение имеют указы российских царствующих особ: Анны Иоанновны, Елизаветы II, Екатерины II, Александра I, Николая I. Большая часть указов посвящена предоставлению очередного воинского звания военным подданным. Документы отпечатаны на пергаменте и бумаге. Сами документы обрамлены узорными рамками, на части этих исторических указов сохранились гербовые печати, а также на многих из них имеются личные подписи императоров.

 

88. Подставка-консоль.

Стиль Буль появился во Франции в XVII веке. Название стиля происходит от имени мастера художественной мебели Андре Шарля Буля (Boulle), который был придворным краснодеревщиком Людовика XIV и возглавлял мебельную мастерскую Лувра. Мебель Буля первоначально украшала покои и залы Версаля, а позже его работы стали достоянием королевских семей Испании и Германии. Мебель в стиле Буль отличается сложностью техники исполнения, отчетливым ритмом декора, строгостью пропорций. Фанерование черным деревом, применение инкрустации, украшение багетами из литой бронзы, обработанной огненным золочением и гравировкой - характерные черты этого стиля. Подставка — консоль, хранящаяся в фонде нашего музея, выполнена именно в этом стиле.

 

89. Г.А. Ладыженский (1853-1916) «Ребенок в белом платье» 1878г.

В 2012 году картина кисти художника Г.А. Ладыженского "Ребёнок в белом платье" (1878 г.) прошла полный цикл реставрации. Ранее искусствоведы сомневались, что работа написана Геннадием Александровичем из-за отсутствия на холсте авторской подписи, которая была обнаружена только в процессе реставрационных работ. Оказалась, что это одна из ранних работ художника. В 2016 г. в архиве г. Санкт-Петербурга было обнаружено письмо художника, датированное ноябрем 1878 года, в нем он сообщает: "Теперь пишу портрет ребенка по заказу князя Абашидзе. Портретом остаются довольны все наши провинциалы". В Костроме в начале сентября 2018 г. в метрических книгах Успенского храма г. Кологрива удалось обнаружить запись от 17 мая 1878 года о рождении в семье князя Дмитрия Кайхосровича Абашидзе дочери Нины. Так портрету вернулось имя - перед нами княжна Нина Дмитриевна Абашидзе 1878 года рождения.

 

90. Лампа «Гуго Шнейдеръ Солнце».

Бронзовый корпус лампы имеет шарообразную форму в виде сферы, которая своей массой склоняет на колени сатану. Но самое главное в лампе это то, что на колёсике фитиля имеется надпись «Гуго Шнейдеръ Солнце». Это означает, что лампа была изготовлена в Германии на предприятии Гуго Шнейдера. Оказывается, в 1863 году простой немец по имени Гуго Шнейдер поступил на работу в мастерскую, которая занималась производством изделий из листового металла, в том числе и керосиновых ламп. Изначально это было небольшое предприятие, на котором вручную изготовлялись лампы. В 1871 году он встал во главе бизнеса. В 1880 году производство было увеличено более чем в четыре раза, на фабрике работали 200 человек. Производства Лейпцигских мастерских Гуго Шнейдера были запатентованы в и в России, в 1899 г. было основано «Общество соединенных фабрик ламп, горелок и металлических изделий Братья Брюннер, Гуго Шнейдер и Р. Дитмар». Фабрики находились в Варшаве и Москве. Фирма прекратила свою деятельность в России после революции.

 

91. Настенные часы с кукушкой.

Знаменитые часы нашего музея окутаны тайной и мистикой. По легенде, их изготовил крепостной мастер для своего хозяина. Но мы предполагаем, что они были изготовлены в Германии компанией  Rombach & Haas.

История этой немецкой компании начинается в 1894 году, когда в  местности Шварцвальд, являвшейся центром немецкого часового мастерства, открылась еще одна мастерская по производству интерьерных часов. Новая часовая марка поначалу испытывала сильную конкуренцию, но правильно выбранная стратегия развития и высокое качество выпускаемой продукции позволили молодому предприятию начать постепенный рост и развитие. Свою роль  сыграл настоящий бум на настенные часы с кукушкой, прокатившийся по Европе в начале ХХ века. Сегодня часы компании Rombach & Haas  известны на весь мир, а часовая компания Rombach & Haas - является национальным достоянием Германии.

Корпус наших часов выполнен в виде домика из высококачественного мореного дерева и украшен филигранной ручной резьбой на тему охоты.  Фасад украшен охотничьими трофеями, а вверху часов расположена голова оленя. Часы имеют круглый циферблат, временные рамки на котором обозначены римскими цифрами.

 

92. Антон Павлович Лосенко (1737-1773 гг.) Академический рисунок.

Одним из крупнейших  художников России второй  половины  XVIII в. был А. П. Лосенко. "Ломоносов русской живописи" - так называли Антона Павловича Лосенко  его почитатели. Лосенко был первым крупным русским историческим живописцем, блестящим рисовальщиком и портретистом, основателем русской художественной педагогики и воспитателем плеяды замечательных мастеров живописи. Антон Павлович Лосенко создал галерею портретов современников: граф И.И. Шувалов, поэт А.П. Сумароков, актёр Я.Д. Шумский. В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств. Возглавив Академию, он сразу столкнулся с интригами, бездушием, с унизительной зависимостью от придворных кругов. Чрезмерная нагрузка, многочисленные обязанности, интриги в Академии подорвали здоровье художника, и он умер всего лишь в 36 лет, в самом расцвете своего таланта.

Графические работы этого художника хранятся в нашем музее.

 

93. Газета «Московские ведомости».

«Московские ведомости» - одна из старейших газет в Российской Империи, принадлежавшая Московскому Университету.

Газета была создана указом императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году. Первый номер вышел 26 апреля 1756 года и был приурочен к первой годовщине открытия университета и 14-й годовщине коронации Елизаветы. Первоначально выходило два номера в неделю, в 1842-1859 годы три номера, затем ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Указы, придворные и иностранные известия, новости с театра военных действий составляли основное содержание газеты. Имела «привилегию» на публикацию платных казённых и частных объявлений гражданско-правового характера. «Московские ведомости» достаточно долго оставались единственной периодической газетой Москвы. В нашем музее хранятся подшивки газеты «Московские ведомости» за разные годы с 1821 по 1844 год.

 

94. Цельногравированная книга.

«Описание Святого Божия града Иерусалима» — одна из наиболее известных русских цельногравированных книг.

Идея создания книги возникла в 1745 году, когда иеродиакон Христофор Жефарович - просветитель сербов, живописец, гравёр, издатель, предпринял путешествие из Вены в Иерусалим. Там он встретил архимандрита Архангельского монастыря Симона Симоновича, служившего при Святом Гробе. Два года спустя появилось «Описание» Вечного города, составленное из текста Симона Симоновича и иллюстраций Жефаровича.

В 1753 году Христофор Жефарович приехал в Москву. Возможно, что здесь он собирался переиздать свое произведение, но вскоре сербский монах-художник скончался в московском Богоявленском монастыре. Поэтому сначала «Описание Святого Божия града Иерусалима» пришло на русскую землю в рукописном виде, а печатное издание появилось в Москве только в 1771 году. У русского читателя книга пользовалось успехом, а потому часто переиздавалось. «Описание Святого Божия града Иерусалима» имеется во многих государственных хранилищах, один экземпляр этого редкого ценного издания хранится и в нашем музее.

95. Ушебти.

Древний Египет известен исследователям как государство, в котором на протяжении многих столетий поддерживались и развивались разные традиции и ритуальные культы. Древние египтяне верили, что умершие люди должны отработать у Осириса предназначенный для них загробный надел. С целью облегчения существования умершего, рядом с ним стали хоронить статуэтки под названием «ушебти» или «ответчики». От этих погребальных фигурок ожидали оживления для выполнения полевых работ вместо умершего.

Ушебти изображались в виде мумий с мешком зерна и разными орудиями в руках. Изготовлялись такие старинные статуэтки обычно из дерева или мягкого камня — алебастра и стеатита и могли иметь различные размеры. Количество старинных фигурок, сопровождавших умершего, зависело от статуса хозяина.

В современном мире ушебти считаются одними из самых популярных археологических находок.

96. Стол в стиле ампир.

Стиль ампир возник во Франции в XVIII веке. Ампир в переводе означает «империя» или «имперский стиль», что по праву характеризует его. Мебель в стиле ампир всегда выглядит роскошно и величественно. Характерными чертами стиля являются:

- натуральные дорогие материалы: мрамор, красное дерево, орех, шелк, бархат, бронза; - симметрия, упорядоченность элементов;

- украшения на предметах представлены цветами, растительными узорами, геометрическими фигурами, изображениями головы льва, орла, мифических античных существ;

- большая часть мебельного декора выполнена из бронзовых и позолоченных элементов.

В экспозиционном зале Кологривского музея представлен стол в стиле ампир. Стол выполнен из красного дерева, имеет гладкую полированную поверхность, ножки стола оформлены в виде лап льва. Этот предмет мебели призван подчеркивать грандиозную пышность интерьера.

97. Сборник сказок Е.В. Честнякова.

Сам Е.В. Честняков назвал себя «рыцарем сказочных чудес»: И проказ же наш Ефимко — Рыцарь сказочных чудес Умудрился невидимкой В сказке жить везде и весь Сказки Честняков любил с детства. Сначала слушал, запоминал, а потом создавал их сам. В марте 1913 года Честняков приехал в Петербург и познакомился с поэтом С.М. Городецким и писателем А.П. Чапыгиным. При их содействии в январском номере детского журнала «Солнышко» за 1914 год была опубликована его сказка «Чудесное яблоко», для которой художник выполнил рисунки пером. А затем в издательстве «Медвежонок» вышел целый сборник его сказок — «Чудесное яблоко; Иванушко; Сергиюшко». Данный сборник и отдельные иллюстрации хранятся в фонде нашего музея.

98. Пояс женский.

К концу XIX — началу XX в. у женщин на Востоке вошли в моду пояса из кожи или ткани на кожаной подкладке с украшением в виде большой пряжки или медальонов. Пряжки и медальоны изготавливались из серебра и меди, состояли из двух половин, застегивавшихся при помощи стерженька, соединявшего обе половины в прочную конструкцию. Техникой украшения поясов являлась глубокая гравировка с чернью или накладная филигрань. В качестве дополнительного украшения применялись цветные стекла, имитирующие бирюзу или рубин. В коллекции Г.А. Ладыженского хранятся подобные пояса.

99. Христинек Карл Людвиг (1732-33 — 1792-94)

Христинек Карл Людвиг – российский художник немецкого происхождения, получил художественное образование в Петербурге, благодаря помощи и поддержке немецкого землячества. Одним из учителей Христинека был, Лукас Конрад Пфандцельт — первый профессиональный реставратор в России. Пфандцельт, прославился в качестве коллекционера и антиквара, известен также как первый хранитель галереи картин будущего Эрмитажа. На протяжении всей жизни Христинек работал в Санкт-Петербурге и получил преимущественную известность как портретист. Среди заказчиков его портретов – представители петербургской немецкой колонии, придворной знати и столичного дворянства. Живописец в своих работах передает не только своеобразие облика и особенности личности модели, но и тщательно изображает детали одежды, украшений и прически. Картины Карла Христинека обычно скромны, без показного блеска, написаны в соответствии с принятыми канонами, исполнены строгой и точной кистью. Несмотря на долгие годы почти полного забвения, до наших дней сохранилось около ста его произведений, что свидетельствует о большой популярности художника у современников.

100. Кукольный чайный сервиз Императорского фарфорового завода.

В фонде Кологривского краеведческого музея им. Г.А. Ладыженского имеется фарфоровый кукольный чайный сервиз: чайник, сахарница, кофейник, 5 чашек, 8 блюдечек, полоскательница. Интересна красочная роспись сервиза — по белому фону вьется гирляндой голубая лента, связанная в банты, и цветы. Изделия имеют частичное золочение, на крышечках ручки в виде яблочка. Сервиз в заводской коробке с гнездами для отдельных предметов. На донышках сервизных предметов имеются надглазурное клеймо Императорского фарфорового завода во времена правления Александра II (1855-1881гг), нанесенные голубой краской. Клеймо соответствует марке № 16, описанной в книге «Русская керамика» А.Б. Салтыкова на стр. 172. В этой же книге на стр. 156 так описываются данная марка: «К последним годам относятся надглазурные голубые марки в виде того же императорского шифра, помещенного в венке.... Эти надглазурные марки ставились на вещах, сделанных во Франции на Лиможском заводе, но расписанных на Петербургском фарфоровом заводе. Вещи с такими марками редки».